Судья Саратовского областного суда Совкич А.П.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрев жалобу Аникиной Н.В. на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 19 января 2016 года по жалобе на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 3-15/гз-ш от 02 марта 2015 года, вынесенное в отношении Аникиной Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС) от 02 марта 2015 года N3-15/гз-ш первый заместитель председателя комитета - начальник управления маркетинговых исследований и государственных закупок комитета по государственным закупкам Саратовской области Аникина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что Аникина Н.В. утвердила документацию об аукционе на определение исполнителя услуги "По организации отдыха и санаторно-оздоровительного лечения по профилю педиатрия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 первого вида города Энгельса", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида города Саратова", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 4 IV вида города Саратова" для нужд министерства образования Саратовской области с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 19 января 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Аникина Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Также просит прекратить производство по делу за малозначительностью. Указывает, что районным судом мотивированы выводы на основании закона утратившего силу и не дана оценка противоречиям, отражённым в жалобе.
В судебном заседании Аникина Н.В. поддержала доводы жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона.
Как следует из материалов дела, 18 апреля 2014 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N на определение исполнителя услуги "По организации отдыха и санаторно-оздоровительного лечения по профилю педиатрия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 первого вида города Энгельса", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида города Саратова", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 4 IV вида города Саратова" (далее - Аукцион) и заключения с ним контракта на начальную (максимальную) сумму 983360,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В подпункте 1 пункта 2.1. Раздела 2 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" Документации об Аукционе указано, что участник аукциона в электронной форме должен соответствовать требованиям, установленным статьёй 31 Федерального закона, в том числе: соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, каким требованиям должен соответствовать участник закупки, Документация не содержит, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В подпункте 2 пункта 3.2.2 Раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" Документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2.1 раздела 2 Документации и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 3-8 части 2.1 раздела 2 Документации, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
ОДнако, в подпункте 2.2 пункта 2 Раздела 9 "Инструкция участнику закупки по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" Документации об Аукционе указано, что участник закупки во второй части заявки представляет копии документов, подтверждающих соответствие исполнителя требованиям законодательства Российской Федерации (согласно части 3.2.2 настоящей Документации), в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
В пункте 21 "Перечень документов, подтверждающих соответствие исполнителя требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 раздела 2 Документации раздела 7 "Информационная карта аукциона в электронной форме" указано "Копия(и) лицензии(й) на осуществление следующих видов медицинской деятельности: педиатрия. Предоставляется в составе второй части заявки при её наличии".
В связи с тем, что Законом N 44-ФЗ о контрактной системе не предусмотрено предоставление участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ, при их наличии, установление такого требования не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок её лицензирования определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющий Приложением к Положению, содержит в том числе: работы (услуги) по педиатрии.
В соответствии с пунктом 2.9 раздела II "Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг" Положения о порядке взаимодействия Комитета по государственным закупкам Саратовской области и заказчиков по определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 года N 750-П "Вопросы органа исполнительной власти Саратовской области, уполномоченного в сфере закупок", уполномоченным органом разрабатывается и утверждается документация о закупке.
В силу части 1 статьи 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, комитет по государственным закупкам Саратовской области в лице первого заместителя председателя комитета - начальника управления маркетинговых исследований и государственных закупок комитета по государственным закупкам Саратовской области Аникиной Н.В. утвердил документацию об Аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Факт совершения Аникиной Н.В. данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
С учётом изложенного, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях первого заместителя председателя комитета - начальника управления маркетинговых исследований и государственных закупок комитета по государственным закупкам Саратовской области Аникиной Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ.
Ссылка в оспариваемом решении на положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01 января 2014 года, сама по себе выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Аникиной Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, не опровергает.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), с учётом характера совершенного Аникиной Н.В. административного правонарушения и степени его общественной опасности не имеется.
Иные доводы, приведённые лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу в жалобе, поданной в суд второй инстанции, расцениваю как способ защиты с целью избежать административной ответственности. Они основаны на неправильном толковании норм права и иной оценке собранных по делу доказательств.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом или судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 19 января 2016 года и постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 02 марта 2015 года N3-15/гз-ш оставить без изменения, жалобу Аникиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.