Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Перовой Т.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Утюгазовой А.И. к Управлению социальной защиты населения Энгельсского района Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации и возложении обязанности назначения ежемесячной денежной компенсации, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Энгельсского района Саратовской области (далее - УСЗН) на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Утюгазовой А.И. удовлетворить частично.
Признать решение УСЗН N21-Н от 19 ноября 2015 года об отказе в назначении Утюгазовой А.И. ежемесячной компенсации, незаконным.
Обязать УСЗН назначить Утюгазовой А.И. ежемесячную денежную компенсацию в размере 2045 руб. 18 коп., начиная с 20 ноября 2015 года, с последующей индексацией.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Утюгазова А.И. обратилась в районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ее сын ФИО11. являлся инвалидом ФИО12 группы вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (радиационное воздействие). Обратившись в ноябре 2015 г. в УСЗН с заявлением о назначении ей на основании Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ) ежемесячной денежной компенсации, 20 ноября 2015 г. она получила письменный ответ, из которого следовало, что в представленном ею военном билете сына отсутствует запись о военной травме в период прохождения военной службы, в связи с чем ежемесячная денежная компенсация не может быть ей назначена. С данным отказом она не согласна, так как ее сын получил заболевание в период прохождения военной службы при исполнении им военных обязанностей. Просила признать незаконным решение об отказе в назначении ей ежемесячной денежной компенсации, возложить на ответчика обязанность назначить ежемесячную денежную компенсацию в размере 2333 руб. 30 коп.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УСЗН просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель УСЗН Молочко Е.Е. доводы жалобы поддержала.
Утюгазова А.И. извещена надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене в части удовлетворенных требований.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона N 306-ФЗ каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
К членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной вышеприведенной нормой, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности, относится, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (ч. 11 ст. 3).
Судом установлено, что в период с 27.04.1986 г. по 03.05.1986 г. ФИО2 выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне.
Утюгазова А.И. является матерью умершего "дата" ФИО2, "дата" года рождения, инвалида "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В 2008 г. ФИО2 повторно признан инвалидом "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Решением экспертного совета N5949 от 24.11.2001 г. установлено, что заболевание и инвалидность ФИО2 связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
07.03. 2015 г. ФИО2 умер.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета N43-2/501-1 от 01.06.2015 г. дано заключение о том, что причина смерти ФИО2 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При частичном удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что понятия "заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы" и "заболевание, полученное в период прохождения военной службы" являются тождественными. Поскольку факт получения ФИО2 заболевания непосредственно при исполнении обязанностей военной службы подтвержден, в том числе его военным билетом, суд пришел к выводу об удовлетворении основных требований иска, полагая, что вывод Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы N555 от 29.12.2008 г. о том, что заболевание ФИО2 связано с прохождением военной службы, данное обстоятельство подтверждает.
Согласно Методическим указаниям по определению причин инвалидности, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25.12.1986 г. N161, военнослужащим, уволенным из армии не по болезни и не имеющим заключения военно-врачебной комиссии (ВВК), ВТЭК могут устанавливать причину инвалидности в соответствии с формулировками, приведенными в Положении о ВТЭК и в настоящих Методических указаниях.
Среди формулировок причин инвалидности, в том числе, указаны: заболевание, связанное с пребыванием на фронте; заболевание, не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы); заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.
Из имеющейся в материалах дела копии справки Октябрьского районного военного комиссариата г. Саратова N4/28 от 30.04.1992 г., выданной на имя ФИО2, следует, что с 27.04.1986 г. по 03.05.1986 г. ФИО2 выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне.
Доказательств, свидетельствующих об иных причинах возникновения у ФИО8 указанного заболевания, материалы дела не содержат и ответчиком не представлены.
Принимая решение о размере ежемесячной денежной компенсации, и частично удовлетворяя данные требования, суд не принял во внимание расчет истицы, поскольку он произведен при неправильном толковании норм материального права. Суд посчитал, что истице следует определить к выплате 2045 руб. 18 коп (8180 руб. 73 коп. - размер ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью, установленный с 01 января 2015 года, : 4 (Утюгазова А.И., её умерший сын ФИО2 и двое его детей).
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 17 ст. 3 Закона N 306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.02.2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому пп. "б" п. 4 названных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", член семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, подает в уполномоченный орган по месту жительства копию свидетельства о смерти инвалида.
При этом, по смыслу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, помимо копии свидетельства о смерти инвалида заявитель должен подать копию документа, подтверждающего, что смерть инвалида наступила вследствие военной травмы.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих спорные отношения, следует, что условием выплаты членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, ежемесячной денежной компенсации является подтверждение факта, что смерть указанных лиц наступила вследствие военной травмы.
Вместе с тем термин "военная травма" в контексте Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ применен в качестве юридико-технического сокращения, без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при исполнении которых эти заболевания получены военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.
Причинная связь конкретных заболеваний, увечий (ранения, травмы, контузии) у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы в силу ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается военно-врачебной экспертизой, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Согласно пп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" при наличии у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, увечий и заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
В случае, если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, врачебная комиссия выносит заключение с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (пп. "в" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Поскольку заболевание ФИО2 получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, оно не подпадает под перечень заболеваний, которые признаются военной травмой, соответственно, истица не входит в круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворенных требований. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2016 года о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Энгельсского района Саратовской области N21-Н от 19 ноября 2015 года об отказе в назначении Утюгазовой А.И. ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Энгельсского района Саратовской области назначить Утюгазовой А.И. ежемесячную денежную компенсацию в размере 2045 рублей 18 копеек, начиная с 20 ноября 2015 года, с последующей индексацией.
Принять по делу новое решение, которым отказать Утюгазовой А.И. в удовлетворении вышеуказанных требований.
В остальной части решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.