Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Аршиновой Е.В.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Абросимовой Л.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", управлению по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии и в назначении пенсии за выслугу лет, о признании права на пенсию за выслугу лет и доплату к пенсии как муниципальному служащему, возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация МО "Город Саратов"), управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2016 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию МО "Город Саратов", управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" включить в стаж Абросимовой Л.В. для назначения пенсии за выслугу лет период работы с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в управлении социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный.
Обязать Администрацию МО "Город Саратов", управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" включить в стаж Абросимовой Л.В. для назначения доплаты к пенсии периоды работы с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный.
Обязать Администрацию МО "Город Саратов", управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" назначить Абросимовой Л.В. пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27-287 "О положении о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове", с даты обращения 22.04.2015 г.
Обязать Администрацию МО "Город Саратов", управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" назначить Абросимовой Л.В. доплату к пенсии в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27-288 "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове", с даты обращения 22.04.2015 г.
Признать незаконным отказ управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.07.2015 г. за N 01-17-1551 в назначении Абросимовой Л.В. ежемесячной доплаты к пенсии, установленной решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27-288 "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове", и пенсии за выслугу лет, установленной решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27-287 "О положении о пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы в городе Саратове" с даты обращения.
Признать за Абросимовой Л.В. право на выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27- 287 "О положении о пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы в городе Саратове".
Признать за Абросимовой Л.В. право на выплату доплаты к пенсии в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N27-288 "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове".
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Абросимова Л.В. обратилась в районный суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что является пенсионеркой по возрасту с апреля 2015 года. В стаж её трудовой деятельности входит более 20 лет, которые могут быть включены в стаж муниципальной службы. С 01.09.1977 г. по 21.07.1980 г. она работала в райСО Саратовского района Саратовской области в должностях ст. счетовода, бухгалтера-контролера; с 12.09.1983 г. по 11.04.1990 г. работала в Заводском райСО г. Саратова в должностях инспектора, ст. инспектора; с 12.09.1990 г. по 31.08.2001 г. работала в Ленинском райСО г. Саратова, в управлении социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Саратова в должности инспектора, специалиста 2 категории, специалиста 1 категории, ст. инспектора-ведущего специалиста-начальника сектора пенсий и пособий, заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный, начальника отдела пенсий и пособий п. Солнечный.
Таким образом, с 01.09.1977 г. по 31.08.2001 г., за исключением периода с 22.08.1980 г. по 11.09.1983 г., она работала в учреждениях, входивших в структуру органов исполнительной власти, впоследствии в структуру органов местного самоуправления г. Саратова. Уволена из Управления социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова 31.08.2001 г. по п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Саратова, где работает по настоящее время в должности специалиста-эксперта.
Полагая, что в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Саратове, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-287, и Положением о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратов, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-288, она имеет право на пенсию за выслугу лет и на доплату к пенсии, она обратилась 22.04.2015 г. в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии. Письмом управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.07.2015 г. ей было отказано в удовлетворении заявления. Указано на отсутствие у неё права на пенсию за выслугу лет и на доплату к пенсии, так как она была уволена с последней должности муниципальной службы 31.08.2001 г. по п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ в порядке перевода и в связи с отсутствием 10-ти лет стажа работы непосредственно в органах местного самоуправления, а в праве на доплату к трудовой пенсии отказано также в связи с отсутствием необходимого стажа работы в органах местного самоуправления.
При определении стажа работы истца в стаж муниципальной службы было включено 6 лет 05 месяцев 25 дней, но исключен из стажа работы в органах местного самоуправления период работы с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в управлении социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова в должности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный.
Должность заведующей отделом Реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области не предусмотрена. Однако Реестр должностей муниципальной службы в Саратовской области был установлен Законом Саратовской области N 157-ЗСО от 02.08.2007 г., а ранее не принимался. В связи с этим сведения о должности заведующей пенсионным отделом в нем отсутствуют. Однако данное учреждение входило в состав администрации г. Саратова как структурное подразделение.
Считала, что имеет стаж муниципальной службы более 20 лет и 10-летний стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления, что является основанием для назначения пенсии за выслугу лет, а также основанием для назначения доплаты к пенсии.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановилприведенное выше решение.
Администрация МО "Город Саратов" в жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что при наличии у истицы стажа муниципальной службы 20 лет 05 месяцев 23 дня, её стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления составляет менее 10 лет, а потому не исполнено одно из условий для назначения пенсии за выслугу лет и статус Абросимовой Л.В. не соответствует установленным требованиям, позволяющим определить право для назначения пенсии за выслугу лет. Судом возложена обязанность осуществить действия в отношении истицы на два самостоятельных юридических лица, что само по себе в дальнейшем будет неисполнимо. Полагает, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам.
Управление по труду и социальному развитию Администрации МО "Город Саратов" в жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы Абросимовой Л.В. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" Михайловский М.И. доводы жалобы поддержал, представитель Абросимовой Л.В. - Савельева В.И. считала решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.1.3 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-287 (далее - Положение N 27-287), пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") либо досрочно оформленной с соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В п. 2.1 Положения указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной (государственной гражданской) службы не менее 15 лет и уволенные с муниципальной службы по следующим основаниям:
- ликвидация или реорганизация органа местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления, структурных подразделениях органа местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии;
- истечение срока трудового договора (контракта);
- достижение установленного федеральным законом предельного возраста для замещения должности муниципальной службы;
- по инициативе работника (собственное желание);
- по соглашению сторон;
- отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
- признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
Право на пенсию за выслугу лет имеют также лица:
- замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной (государственной гражданской) службы не менее 15 лет, в том числе имеющие стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления не менее 10 лет, и уволенные с занимаемой должности в порядке перевода или в связи с переходом на выборную должность.
В соответствии с п.2 Положения о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.Саратове, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-288 (далее - Положение N 27-288), право на доплату к пенсии имеют лица, указанные в п. 1 настоящего Положения, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов", аппарате избирательной комиссии муниципального образования "Город Саратов" не менее 10 лет и уволенные с муниципальной службы по следующим основаниям:- ликвидация или реорганизация органа местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления, структурных подразделениях органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов", аппарате избирательной комиссии муниципального образования "Город Саратов";
- истечение срока трудового договора (контракта);
- достижение установленного федеральным законом предельного возраста для замещения должности муниципальной службы;
- по инициативе работника (собственное желание);
- перевод;
- соглашение сторон;
- отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
- признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
В п. 3 указанного положения предусмотрено, что доплата к пенсии устанавливается и выплачивается к пенсии, назначенной (досрочно оформленной) в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Назначение и выплата доплаты к пенсии производится независимо от последней должности работника, занимаемой перед возникновением права на доплату к пенсии.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истица с апреля 2015 г. получает пенсию по старости, назначенную Управлением Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Саратова. 22.04.2015 г. Абросимова Л.В. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии в соответствии с Положением N 27-287 и Положением N 27-288.
После рассмотрения её заявления управлением по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" 24.07.2015 г. Абросимовой Л.В. был включен стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления в размере 06 лет 05 месяцев 25 дней, в том числе с 01.04.1999 г. по 31.08.2001 г. в должности начальника отдела пенсий и пособий п. Солнечны управления социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова Период работы истицы с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в Управлении социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова в должности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный не был включен в указанный стаж на том основании, что указанная должность не предусмотрена Реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области.
Из трудовой книжки истицы следует, что она работала с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в управлении социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова в должности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный. На данную должность она была переведена в связи с ликвидацией отдела соцобеспечения. В указанной организации она работала как руководитель отдела до 31.08.2001 г. При этом с 01.04.1999 г., работая на прежнем рабочем месте, истица состояла в должности начальника отдела пенсий и пособий.
Из существа спора следует, что ответчиком не оспаривалось, что истица имеет стаж муниципальной (государственной гражданской) службы 20 лет 05 месяцев 23 дня, работала в органах местного самоуправления. Спорным являлся вопрос о периоде работы истицы с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в управлении социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Саратова в должности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный.
При удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Реестры должностей муниципальной службы в Саратовской области были установлены Законом Саратовской области от 30.11.1998 N 57-ЗСО "О муниципальных должностях в органах местного самоуправления в Саратовской области", Законом Саратовской области от 02.08.2007 N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области". В связи с этим сведения о должности заведующей пенсионным отделом в них отсутствуют. Однако, данное учреждение входило в состав органов местного самоуправления (администрации Ленинского района г.Саратова), как структурное подразделение. Передача отделов по назначению и выплате государственных пенсий в Отделение Пенсионного фонда РФ в Саратовской области осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. N 1709 , постановления мэра г. Саратова N 691 от 30.08.2001 г., распоряжения администрации Ленинского района г. Саратова N 260-р от 19.09.2001 г.
Из показаний опрошенных свидетелей установлено, что должностные обязанности истицы как до 01.04.1999 г., так и после указанной даты были одинаковы и не изменялись. Подтверждением выполнения истцом муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления в период с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. является аттестационный лист.
С учетом установленной структуры органа местного самоуправления на спорный период, характера работы, определенной законодательством, регулирующим деятельность отделов социальной защиты населения, характера работы, выполняемой истцом, суд посчитал возможным установить выполнение истцом обязанностей муниципальной службы в качестве заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г ... исходя из положений ст. ст. 2 - 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.2007 г.
При этом суд учитывал, что должностные обязанности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный совпадают с обязанностями начальника отдела пенсий и пособий и. Солнечный.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления истца следует включить, в том числе период с 01.08.1995 г. по 01.04.1999 г. в должности заведующей отделом пенсий и пособий п. Солнечный.
Суд не согласился с доводами ответчиков о том, что право на пенсию за выслугу лет у истицы отсутствует в связи с увольнением из управления социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова в порядке перевода, а не по основаниям, предусмотренным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-287 (ликвидация или реорганизация, органа местного самоуправлении, сокращение штата муниципальных служащих в органах; истечение срока трудового договора (контракта); достижение установленного федеральным законом предельного возраста для замещения муниципальной службы; по инициативе работника (собственное желание); по соглашению сторон; отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в связи с медицинским заключением; признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения).
Истица действительно уволена с муниципальной службы в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова 31.08.2001 г. Установлено, что передача отделов по назначению и выплате государственных пенсий в Отделение Пенсионного фонда РФ в Саратовской области осуществлялось на основании постановления мэра г. Саратова от 30.08.2001 г. N 691 и распоряжения администрации Ленинского района г. Саратова N 260-р от 19.09.2001 г. Фактически с 01.09.2001 г. была осуществлена реорганизация органов местного самоуправления путем передачи отделов по назначению и выплате пенсий от районных управлений социальной зашиты населения г. Саратова районным управлениям Пенсионного фонда РФ в г. Саратове, несмотря на отсутствие данного термина в локальных нормативных актах о реорганизации и порядке ее осуществления. Указом Президента РФ от 27.09.2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ" было постановлено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.
Во исполнение данного указа между администрацией г. Саратова и отделением Пенсионного фонда РФ по Саратовской области в мае 2001 года заключено Соглашение, в соответствии с которым последнее принимает на себя функции назначения и выплаты пенсий и гарантирует прием на работу в порядке перевода (п.5 ст. 29 КЗОТ РФ) лиц, уволенных из управлений социальной защиты населения районов города Саратова, занимающихся вопросами назначения и выплаты пенсий в количестве 231 человек.
Мэром г. Саратова было принято постановление от 30.08.2001 г. N 691 "О передаче отделов по назначению и выплате государственных пенсий в Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области", которым был утвержден график передачи отделов, главам районных администраций предписано провести необходимые организационно-штатные мероприятия, осуществить перевод штатных сотрудников.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Саратова от 19.09.2001 г. N 260-р "О передаче отделов по назначению и выплате пенсий управления социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова" УСЗН Ленинского района обязано передать в ведение управления ПФР РФ в Ленинском районе г. Саратова штатную численность отделов по назначению и выплате пенсий (86 единиц), перевести штатных сотрудников указанных отделов, передать действующую и архивную пенсионную документацию и материально-техническую базу.
На основании изложенного суд посчитал, что истица была уволена в связи с реорганизацией органов местного самоуправления путем передачи отделов по назначению и выплате пенсий от районных управлений социальной зашиты населения г. Саратова районным управлениям Пенсионного фонда РФ, у неё имеется необходимый стаж муниципальной службы - более 20 лет и стаж работы 10 лет на должностях муниципальных служащих непосредственно в органах местного самоуправления, которые дают право на выплату пенсии за выслугу лет и доплату к пенсии в соответствии с Положением N27- 287 и Положением N27-288, с даты обращения, то есть с 22.04.2015 г., а потому удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Несостоятельными являются доводы жалоб о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что судом возложена обязанность осуществить действия в отношении истицы на два самостоятельных юридических лица, что само по себе в дальнейшем будет неисполнимо - не может быть принята во внимание, поскольку в случае неясности решения в силу ст. 202 ГПК РФ суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить его. В силу ч.1 ст. 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Из Положения N27- 287 и Положения N27-288 следует, что управление по труду и социальному развитию администрации МО "Город Саратов" принимает и регистрирует заявления со всеми необходимыми документами, производит расчет размера доплаты к пенсии, готовит проект постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" о назначении доплаты к пенсии, а также пенсии за выслугу, направляет его главе администрации муниципального образования "Город Саратов".
Доводы апелляционных жалоб сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались ответчики в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.