Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система питания - Берег" на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19.01.2016, решение судьи Саратовского областного суда от 02.03.2016, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Система питания - Берег",
установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19.01.2016 общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Система питания - Берег" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением судьи Саратовского областного суда от 02.03.2016 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит постановленные по делу судебные акты отменить как незаконные. Указывает, что судом не учтено истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, а также с выводами суда о том, что правонарушение является длящимся. Автор жалобы полагает возможным назначение наказания по данному правонарушению ниже низшего предела с учетом имущественного и финансового положения юридического лица.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяют сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст.7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N73 "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п.1 ст.33 указанного Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не (нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методические руководство, технический и авторский надзор.
В силу ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно ч.4 ст.48 указанного Закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (ст.52 Закона).
Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном п.4 ст.35 указанного Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу ст.51 Закона право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.
Судом установлено, что здание "Дом Блюм, кон. ХIХ в.", расположенное по адресу: "адрес", является объектом культурного наследия и находится под государственной охраной.
На основании приказа начальника Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 27.10.2015 N15 в отношении ООО "Система питания - Берег" 13.11.2015 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в заявлении председателя ТСЖ " "данные изъяты"" от 29.06.2015 N56, об угрозе причинения ущерба выявленному объекту культурного наследия.
В ходе проверки установлено, что ООО "Система питания - Берег", являясь собственником расположенного в указанном здании помещения, в нарушение ст.45 Закона N73-ФЗ допустило производство работ без разрешения на проведение работ выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а именно: в принадлежащих обществу помещениях осуществлено переустройство дверного проема на дворовом фасаде на месте существующего оконного блока.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда и судьей областного суда, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Судом в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении от 30.11.2015 (л.д.3-5); копией приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 27.10.2015 (л.д.6-8); копией акта проверки N44 от 26.11.2015 (л.д.9-11); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.12-13); фототаблицей (л.д.14); обращением председателя ТСЖ " "данные изъяты"" К ... (л.д.15), и другими доказательствами по делу, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что судом не учтено истечение срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельной и основана на неправильном толковании заявителем норм действующего законодательства. Данное правонарушение является длящимся, поэтому срок исковой давности начинает исчисляться с момента обнаружения правонарушения (26.11.2015), в связи с чем оснований полагать, что при рассмотрении дела нарушен срок давности привлечения к административной ответственности, не имеется.
Таким образом, действия ООО "Система питания - Берег" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.
Вывод судьи о наличии вины ООО "Система питания - Берег" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст.2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Размер административного наказания определен судьей в соответствии с характером совершенного правонарушения, конкретными обстоятельствами, имеющими значение для дела. При назначении административного наказания судом учтены требования ст.4.1-4.3 КоАП РФ. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Довод о возможности назначения юридическому лицу ООО "Система питания - Берег" наказания по данному правонарушению ниже низшего предела с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, являлся предметом рассмотрения судьей Саратовского областного суда и получил надлежащую правовую оценку с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда РФ от 17.01.2013 N1-П, от 25.02.2014 N4-П, в связи с чем повторное его приведение в настоящем постановлении нецелесообразно.
Иные доводы заявителя, указанные в жалобе, не опровергают выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных постановлениях, сводятся к иной субъективной оценке собранных по делу доказательств и на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных постановлений не влияют.
Постановление о назначении ООО "Система питания - Берег" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19.01.2016, решение судьи Саратовского областного суда от 02.03.2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Система питания - Берег" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система питания - Берег" - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.