Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М. В.,
судей Маслова Д. А., Нибараковой С. Г.
при секретаре Лысенко И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 апреля 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Ф.С.П. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 20 января 2016 года, которым постановлено:
"в удовлетворении иска Ф.С.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, возложении обязанности по включению периодов службы в рядах Советской Армии с 05 августа 1978 года по 28 февраля 1991 года, службы в УВД Архангельской области с 11 августа 1992 года по 31 октября 1994 года, работы индивидуальным предпринимателем с 01 июля 1998 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 17 февраля 2001 года, с 16 января 2015 года в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, и назначении досрочной пенсии по старости с 11 декабря 2014 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Ф.С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды службы в армии, в органах внутренних дел и периоды предпринимательской деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом из указанного стажа неправомерно были исключены периоды службы в рядах Вооружённых Сил СССР с 05 августа 1978 года по 28 февраля 1991 года, в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации с 11 августа 1992 года по 31 октября 1994 года, а также периоды индивидуальной предпринимательской деятельности, которая осуществлялась на территории г. Вельска Архангельской области, с 01 июля 1998 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 17 февраля 2011 года, с 16 января 2015 года по настоящее время. Просил признать решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить вышеуказанные периоды службы в армии, в органах внутренних дел и периоды предпринимательской деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В ходе судебного разбирательства требования увеличил, просил также возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт пенсии с момента возникновения права на пенсионное обеспечение до вынесения судом решения.
В судебном заседании истец Ф.С.П. и его представитель К.С.А. на удовлетворении иска настаивали. Поскольку пенсия истцу не назначена, истец уточнил требования, указав, что просит назначить ему пенсию по старости с 11 декабря 2014 года.
Представитель ответчика К.И.Н. иск не признал. Считал, что правовых оснований для включения периодов службы в армии и периода службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не имеется. Периоды предпринимательской деятельности не могут быть зачтены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку документально не подтверждено фактическое осуществление предпринимательской деятельности на территории города Вельска и Вельского района Архангельской области. Обратил внимание суда на то, что согласно сведениям, представленным налоговым органом, в 2009 году у истца отсутствовали доходы и расходы, то есть предпринимательскую деятельность в период с 10 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года истец не осуществлял. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился истец Ф.С.П.
В поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что согласно решению Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ N он является опекуном недееспособной М.Л.Е., "данные изъяты" года рождения. Считает, что период ухода за недееспособной должен быть включён в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Полагает также, что сведениями о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица подтверждается наличие у него стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью 13 лет 01 месяц 13 дней.
Считает, что им доказан факт осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Как опекун, он не мог покинуть больного человека, потому свою деятельность он осуществлял на территории "адрес".
Кроме того, ссылаясь на статью 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что факт прохождения им службы в Котласском районе Архангельской области не нуждается в доказывании.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления К.И.Н. указывает на несостоятельность доводов жалобы и законность постановленного судом решения.
В суд апелляционной инстанции истец Ф.С.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав К.С.А.., представителя Ф.С.П., поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, С.В.Г., представителя Управления, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и считавшего законным решение суда, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также отказного пенсионного дела N, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как указано в пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В статье 3 Закона N 400-ФЗ определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 6 части 1 статьи 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ истец Ф.С.П., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении желаемой пенсии ему было отказано в связи с тем, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии у него было недостаточно стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями), стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, был определён продолжительностью 08 лет 02 дня, что менее требуемой для мужчин в возрасте 55 лет 08 месяцев продолжительности стажа - 17 лет 04 месяца.
Оспариваемые истцом периоды службы в рядах Вооружённых Сил СССР с 05 августа 1978 года по 28 февраля 1991 года, в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации с 11 августа 1992 года по 31 октября 1994 года, а также периоды индивидуальной предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 10 октября 1999 года, с 01 марта 2000 года по 17 октября 2000 года, с 01 января 2001 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года включены пенсионным органом в подсчёт страхового стажа, но не включены в подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Период осуществления предпринимательской деятельности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, не был включён ни в страховой стаж, ни в стаж работы с особыми условиями труда.
С таким подсчётом стажа истец не согласился, полагая, что спорные периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, которые проходили на территории Вельского и Котласского районов Архангельской области, а также периоды индивидуальной предпринимательской деятельности, которую он осуществлял на территории города Вельска Архангельской области, должны быть включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Отказывая во включении вышеназванных периодов службы в рядах Вооружённых Сил СССР и в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что нормы Закона N 400-ФЗ, как и нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, не позволяют засчитывать периоды военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С таким выводом суда судебная коллегия согласна, он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Как видно из записей в трудовой книжке и военного билета истца, Ф.С.П. проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной "данные изъяты", и архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной "данные изъяты" области, Ф.С.П. проходил службу в "данные изъяты" "данные изъяты" с 11 августа 1992 года по 31 октября 1994 года, имел специальные звания "данные изъяты".
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее - Правила N 516).
Пунктом 4 Правил N 516 определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается только время трудовой деятельности, указанной в статье 11 Закона N 400-ФЗ. При этом необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности в такой стаж является начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды военной службы и службы в органах внутренних дел относятся к иным периодам (статья 12 Закона N 400-ФЗ), в течение которых уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится. Даже если местом такой службы являлся район Крайнего Севера или приравненная к нему местность в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости такой период включению не подлежит, так как не относится к трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан в целях компенсации риска воздействия на организм человека неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей, к ним приравненных предусмотрено исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24 сентября 2012 года N 1505-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О).
Из смысла ранее действующего пенсионного законодательства, а именно статей 14, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", также следует, что время военной и другой приравненной к ней службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о месте прохождения им службы на законность постановленного судом решения об отказе во включении спорных периодов военной и иной приравненной к ней службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не влияют.
Что касается решения суда об отказе включить в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления им предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 17 февраля 2011 года, с 16 января 2015 года по настоящее время, то судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к застрахованным относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели.
С момента приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя он также становится страхователем по обязательному пенсионному страхованию и у него возникает обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в законодательстве об обязательном пенсионном страховании отсутствуют нормы, обуславливающие обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Таким образом, периоды индивидуальной предпринимательской деятельности могут быть засчитаны в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, без уточнения факта выполнения такой работы в течение полного рабочего дня и наличия дохода от такой деятельности, но при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления указанной деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая спор в указанной части иска, суд первой инстанции установилфакт отсутствия у истца задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 17 февраля 2011 года. Между тем, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что каких-либо письменных доказательств, подтверждающих фактическое осуществление истцом предпринимательской деятельности на территории города "адрес", истцом не представлено.
Судебная коллегия считает, что вывод суда о недоказанности юридически значимых для дела обстоятельств не соответствует материалам дела. Доказательства осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на территории "адрес" в деле имеются, и доводы апелляционной жалобы истца об этом заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в спорные периоды с 01 июля 1998 года по 13 мая 2002 года и с 10 июня 2009 года по 17 февраля 2011 года истец был зарегистрирован по месту жительства и проживал на территории города "адрес". Также он был зарегистрирован по месту жительства в территориальных органах Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с изменениями и дополнениями), город "адрес" отнесён к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
С учётом вышеизложенного, оценивая представленные доказательства по делу, в том числе пояснения самого истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения вышеуказанных периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Довод ответчика об отсутствии у истца дохода от ведения предпринимательской деятельности со ссылкой на представленные им в налоговый орган декларации судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку, как указано выше, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода не является юридически значимым обстоятельством в настоящем споре.
Поскольку в те же периоды, когда истец являлся индивидуальным предпринимателем, он согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта одновременно работал в качестве наёмного работника у индивидуального предпринимателя М.В.В. с 11 октября 1999 года по 29 февраля 2000 года, а также в обществе с ограниченной ответственностью "данные изъяты" с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года, указанные периоды его работы включены ответчиком добровольно в подсчёт стажа работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как и включён в подсчёт названного вида стажа период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2010 года по 17 февраля 2011 года, то судебная коллегия приходит к выводу, что в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежат включению периоды предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 10 октября 1999 года, с 01 марта 2000 года по 17 октября 2000 года, с 01 января 2001 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Несмотря на зачет указанных периодов в специальный стаж, право истца на досрочное назначение пенсии с 11 декабря 2014 года не возникло ввиду отсутствия необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о незаконности отказа во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода осуществления предпринимательской деятельности с 16 января 2015 года по настоящее время, был предметом обсуждения в суде первой инстанции и в решении суда получил надлежащую правовую оценку. Доказательств, дающих право на зачёт указанного периода в специальный стаж, в суде первой инстанции представлено не было. Более того, истец просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с 11 декабря 2014 года, исходя из чего, периоды осуществления им предпринимательской деятельности в 2015 году не могли быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение с 11 декабря 2014 года.
Поскольку при разрешении спора судом было допущено нарушение норм материального права в части разрешения вопроса о зачете в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности, судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 20 января 2016 года в части отказа в удовлетворении требований Ф.С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о возложении обязанности включить периоды предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 10 октября 1999 года, с 01 марта 2000 года по 17 октября 2000 года, с 01 января 2001 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ф.С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды службы в армии, в органах внутренних дел и периоды предпринимательской деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области включить в стаж работы Ф.С.П., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды предпринимательской деятельности с 01 июля 1998 года по 10 октября 1999 года, с 01 марта 2000 года по 17 октября 2000 года, с 01 января 2001 года по 13 мая 2002 года, с 10 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ф.С.П. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в пользу Ф.С.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий М. В. Кожемякина
Судьи Д. А. Маслов
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.