Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Надергуловой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ОТК Плюс" ФИО. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 29 июля 2015 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении ООО "ОТК Плюс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области N от 29 июля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2016 года, ООО "ОТК Плюс" (далее - ООО "ОТК Плюс", общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобах, поданных в Оренбургский областной суд, генеральный директор ООО "ОТК Плюс" ФИО выражает несогласие с вынесенными в отношении общества постановлением должностного лица, решением судьи районного суда и просит об их отмене с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы жалоб, заслушав объяснения генерального директора ООО "ОТК Плюс" ФИО, защитников общества по доверенностям ФИО, поддержавших доводы жалоб, мнение представителя ОНД по г. Оренбургу ФИО., возражающего против удовлетворения жалоб, заключение прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области ФИО, полагающего постановление должностного лица, решение судьи районного суда в части признания ООО "ОТК Плюс" виновным в совершении вмененных административных правонарушений оставить без изменения, в части возможного снижения размера назначенного общества штрафа - на усмотрение суда, приходу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В силу положений пункта 478 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Согласно пункту 35 "Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" НПБ 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 N 25, площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
Из материалов дела усматривается, что (дата) в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга с участием государственного инспектора по пожарному надзору проверки на автозаправочной станции N ООО "ОТК-Плюс", расположенной по адресу: ***, выявлены нарушения требований пожарной безопасности (пунктов 61, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункта 35 "Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" НПБ 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 года N 25): площадка для автоцистерн с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм., а также аварийными резервуарами и сливными трубопроводами, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автоцистерны; отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения; руководитель организации не обеспечил исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации в здании для персонала АЗС.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением прокурора Ленинского района г. Оренбурга о возбуждении дела об административных правонарушениях от 4 июня 2015 года; письменным объяснением генерального директора ООО "ОТК-Плюс" ФИО., в котором она частично согласилась с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности и обязалась принять меры к полному их устранению; письмом Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29 мая 2015 года о выявленных нарушениях; договором аренды от 11 сентября 2013 года, по которому арендатором вышеуказанной автозаправочной станции является ООО "ОТК-Плюс", а также показаниями свидетеля ФИО - оператора указанной автозаправочной станции, подтвердившего наличие нарушений на момент проверки.
Всем доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "ОТК-Плюс" образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалоб о допущенных при проведении проверки нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несостоятельны, так как положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при осуществлении прокурорского надзора не применяются (пункт 3 части 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 21 названного Закона определен предмет надзора прокурора за исполнением законов, а именно соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При этом частью 2 приведенной нормы в отношении проверок исполнения законов предусмотрено, что они проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.В суде было установлено, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности на автозаправочной станции N ООО "ОТК Плюс" проводилась в рамках исполнения поручения прокуратуры Оренбургской области в связи с поручением Генерального прокурора РФ о соблюдении требований противопожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данная проверка проведена в рамках осуществления прокурорского надзора, нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не допущено.
Факт нахождения автоматической установки пожарной сигнализации в здании для персонала АЗС на момент проверки в неисправном состоянии материалами дела подтвержден, в связи с чем утверждения в жалобе о том, что на АЗС ООО N "ОТК Плюс" в настоящее время выявленные нарушения устранены, автоматическая установка пожарной сигнализации в здании для персонала АЗС приведена в исправное состояние, основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения не являются.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки и после привлечения к административной ответственности не является обстоятельством, исключающим наличие в деянии ООО "ОТК Плюс" составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несостоятельным является и довод жалобы о том, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть руководитель организации, то есть должностное лицо.
Судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что закрепление обязанности по обеспечению исправного состояния пожарной сигнализации за руководителем организации не освобождает юридическое лицо от ответственности за невыполнение этой обязанности.
Исходя из правовой структуры состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его субъектом может выступать и юридическое лицо. В этой связи нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима ООО "ОТК-Плюс" вменено обоснованно.
В соответствии с частью 2 статьи 2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушений свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "ОТК Плюс" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению обществом требований пожарной безопасности, не представлено.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности не могут быть признаны несущественными и являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку правонарушение, выразившееся в нарушении правил и норм, несоблюдение которых могло повлечь возникновение пожара, его распространение, повлиять на возможность его тушения, создать угрозу для жизни и здоровья людей, повлечь причинение имущественного ущерба, не может являться незначительным.
Нарушений, процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену указанных выше постановления должностного лица и решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Вынесение указанного постановления от 29 июля 2015 года о признании ООО "ОТК Плюс" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после отмены решением вышестоящего должностного лица от 22 июля 2015 года постановления заместителя главного государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области N от 30 июня 2015 года, которым ООО "ОТК Плюс" было признано виновным в совершении только административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу таких нарушений отнести нельзя.
Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в части 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Постановление от 30 июня 2015 года отменено в связи с тем, что оно было вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем данное обстоятельство не препятствовало вынесению 29 июля 2015 года правильного постановления о привлечении ООО "ОТК Плюс" к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласующегося с собранными материалами и постановлением прокурора о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного обществу наказания.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное ООО "ОТК Плюс" административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения впервые, его материальному положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление заместителя главного государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 29 июля 2015 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении ООО "ОТК Плюс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 80 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 29 июля 2015 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2016 года, вынесенные в отношении ООО "ОТК Плюс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное ООО "ОТК Плюс" административное наказание снизить со 150 000 рублей до 80 000 рублей.
В остальной части указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобы генерального директора ООО "ОТК Плюс" ФИО. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.