Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Кутовской Н.А.
Захарова А.В.
при секретаре
Дерябине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаняна В. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения пенсионного органа, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права, взыскании недоплаченной пенсии
по апелляционной жалобе представителя истца Степаняна В. М. - Степаняна Э. В.
на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 21 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Степаняна В. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения пенсионного органа о назначении досрочной пенсии по старости с 21 апреля 2015 года, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10 июня 2014 года, взыскании недоплаченной пенсии в размере * рублей 97 копеек, расходов на оплату услуг представителя в размере * рублей - отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения истца представителя истца Степаняна В.М. - Степаняна Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя Управления ПФР в Ленинском округе г. Мурманска Обрядина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Степанян В.М. в лице представителя Степаняна Э.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее - УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска) о признании незаконным решения пенсионного органа, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права, взыскании недоплаченной пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что истец по достижении возраста 55 лет обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением пенсионного органа от 28 февраля 2014 года в назначении пенсии Степаняну В.М. было отказано по причине отсутствия необходимого 15-летнего трудового стажа в районах Крайнего Севера.
Не согласившись с данным решением, Степанян В.М. обратился в Ленинский районный суд г.Мурманска с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением суда от 14 января 2015 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 марта 2015 года часть периодов, ранее не включенных ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, были включены, в связи с чем право на получение пенсии возникло у Степаняна В.М. с 10 июня 2014 года.
10 июля 2015 года ответчиком истцу было выдано пенсионное удостоверение о назначении пенсии с 21 апреля 2015 года в размере * рублей 81 копейка.
Полагает, что в результате ненадлежащих действий ответчика были нарушены пенсионные права истца в части установления пенсии с более раннего периода, конституционные права истца на получение причитающейся ему пенсии.
Просил признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Степаняну В.М. с 21 апреля 2015 года, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Степаняну В.М. с 10 июня 2014 года, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период с 10 июня 2014 года по 21 апреля 2015 года в размере * рублей 97 копеек, взыскать в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере * рублей.
В судебное заседание истец Степанян В.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя.
Представитель истца Степанян Э.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска Воробьева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Степаняна В.М. - Степанян Э.В. просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на то, что необходимость повторного обращения 21 апреля 2015 года с заявлением о назначении пенсии обусловлена виновными действиями пенсионного органа, который при первичном обращении истца незаконно не включил периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также длительным рассмотрением иска о признании решения об отказе незаконным в суде.
По мнению подателя жалобы, ответчик не исполнил предусмотренную ст.ст. 209,210 ГПК РФ обязанность в части исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Указывает на отсутствие в материалах дела письменных доказательств принятия пенсионным фондом нового акта, в частности протокола, содержащего правильный расчет периодов трудовой деятельности истца, с учетом вступивших в законную силу решений.
Полагает, что суд не дал правовой оценки пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на котором основаны требования истца и согласно которой трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Степанян В.М., извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Порядок назначения трудовых пенсий на момент существования спорных правоотношений регламентировался статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В силу п. п. 6, 7, 11, 12 действовавших Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002, (в ред. от 28.04.2010) (далее - Правила), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ проверяет, в том числе, правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п. 3 ст. 18 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, п. 15 Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные положения предусмотрены частью 2 статьи 26 действующего с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Степанян В.М., _ _ года рождения, впервые обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" 20 января 2014 года.
Решением УПФ в Ленинском округе г. Мурманска от 28 февраля 2014 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Согласно протоколу заседания Комиссии на момент обращения стаж работы в районах Крайнего Севера составил 11 лет 09 месяцев 17 дней.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Мурманска от 14 января 2015 года исковые требования Степаняна В.М. удовлетворены частично, на УПФ РФ в Ленинском административном округе г.Мурманска возложена обязанность включить в стаж работы Степаняна В.М., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период его работы по договорам гражданско-правового характера с _ _ по _ _ и с _ _ по _ _ ; периоды его работы в ООО " ***" с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ . В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы периодов прохождения службы в органах внутренних дел с _ _ по _ _ ; периодов работы по договорам гражданско-правового характера с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; периодов работы с _ _ по _ _ , в понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2014, взыскании неполученной пенсии за период с 10.02.2014 по 01.12.2014 истцу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 марта 2015 года решение суда первой инстанции изменено, постановлено возложить на пенсионный орган обязанность включить в стаж работы Степаняна В.М., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды его работы по договорам гражданско-правового характера с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , периоды его работы в ООО " ***" с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ . В удовлетворении исковых требований к ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г.Мурманска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы периодов прохождения службы в органах внутренних дел с _ _ по _ _ , периодов работы по договорам гражданско-правового характера с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ , периодов работы с _ _ по _ _ , понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости с 10 февраля 2014 года, взыскании неполученной пенсии за период с 10 февраля 2014 года по 01 декабря 2014 года Степаняну В.М. отказано.
Повторно истец обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г.Мурманска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 21 апреля 2015 года.
Решением ответчика от 08 июля 2015 года истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - 21 апреля 2015 года, бессрочно.
Проанализировав приведенные выше положения законодательства, регламентирующие основания и порядок назначения пенсий, суд первой инстанции пришел к выводу, что, исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия истцу не могла быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о выплате этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы, то есть в данном случае не ранее, чем с 21 апреля 2015 г. - даты, с которой соответствующая пенсия и была назначена истцу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, подробно мотивированными в обжалуемом решении.
При этом судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что на пенсионные органы каким-либо нормативно-правовым актом не возложена обязанность самостоятельно назначать пенсию в отсутствие соответствующего заявления со стороны гражданина, у которого возникло право на досрочное ее получение.
Так, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, и никем не оспаривается, что с учетом периодов, включенных в стаж судебными решениями, а также положений закона об уменьшении пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера истцом, был выработан по состоянию на дату достижения им возраста 55 лет 4 месяца, а именно 10 июня 2014 года.
Соответственно, на дату первоначального обращения истца за назначением пенсии - 10 февраля 2014 года, как и на дату принятия решения об отказе в назначении пенсии - 28 февраля 2014 г., право на пенсию у истца еще не возникло в любом случае.
Вновь истец обратился в пенсионный орган 21 апреля 2015 года, и 08 июля 2015 года комиссией ГУ-УПФ РФ в Ленинском административном округе г.Мурманска было принято решение о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения- 21 апреля 2015 года.
При этом ответчиком были учтены периоды, включенные в стаж для назначения пенсии согласно решению суда от 14 января 2015 г. и апелляционному определению от 25 марта 2015 г., следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, со стороны пенсионного органа не усматривается неисполнения судебных решений.
Обязанность назначить трудовую пенсию с даты первоначального обращения в пенсионный орган - 20 января 2014 г., либо с даты достижения истцом возраста 55 лет - 10 февраля 2014 г., а равно с даты достижения им возраста 55 лет 4 мес. - 10 июня 2014 г., судебными постановлениями на УПФ в Ленинском округе г. Мурманска не возлагалась.
Правом кассационного обжалования апелляционного определения от 25 марта 2015 г. истец не воспользовался, а подал новое заявление в пенсионный орган о назначении пенсии 21 апреля 2015 г., которое и было рассмотрено ответчиком в установленном порядке.
При этом, какой-либо вины пенсионного органа в несвоевременном назначении пенсии, как об этом ошибочно полагает истец, не усматривается; спор относительно включения периодов работы истца в стаж для назначения трудовой пенсии по старости был разрешен судом.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначения истцу пенсии с даты возникновения права - 10 июня 2014 года и взыскания недополученной пенсии.
Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность выводов суда об отказе в иске, поскольку свидетельствуют об ошибочном толковании истцом и его представителем норм материального права и иной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела.
Нарушений норм процессуального законодательства судом также не допущено.
Поскольку предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Степаняна В. М. - Степаняна Э. В. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.