Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Венедиктова А.А.
при секретаре
Дерябине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москалева С. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов службы в рядах Советской Армии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска
на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 08 декабря 2015 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Москалева С. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов службы в рядах Советской Армии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска включить в специальный стаж работы Москалева С. И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" период службы в рядах Советской Армии с _ _ по _ _ .
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска в пользу Москалева С. И. уплаченную государственную пошлину в размере * рублей".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения представителя ГУ - Управление ПФР в Ленинском округе города Мурманска Обрядина В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы истца Москалева С.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Москалев С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее - Управление ПФР в Ленинском округе города Мурманска) о включении периодов службы в рядах Советской Армии в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика от 17 июня 2013 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчик не включил в специальный стаж время его службы в рядах Советской Армии с _ _ по _ _ .
Просил обязать Управление ПФР в Ленинском округе города Мурманска включить в стаж работы в плавсоставе на судах морского и речного флота и флота рыбной промышленности службу в рядах Советской Армии в указанный выше период и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с _ _ .
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения службы в рядах Советской Армии с _ _ по _ _ , требования в части назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с _ _ не поддержал. Пояснил, что после увольнения в запас, он был трудоустроен в *** на должность ***, работа в которой зачтена пенсионным органом в специальный стаж.
Представитель Управления ПФР в Ленинском округе города Мурманска Воробьева С.А. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления ПФР в Ленинском округе города Мурманска Воробьева С.А., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права, просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Находит ошибочным вывод суда о том, что спорный период службы может быть засчитан истцу в стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и рыбной промышленности.
Приводит довод о том, что Списки N 1 и N 2, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия раздел "Пищевая промышленность" и раздел "Морской флот" должность повара матроса-камбузника не предусматривают, работа по указанной специальности не входит в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21 апреля 2015 года Москалев С.И., _ _ года рождения, обратился в Управление ПФР в Ленинском округе г. Мурманска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика, оформленным протоколом N 41 от 18 ноября 2015 года, истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы.
По представленным документам специальный стаж истца, рассчитанный ответчиком в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату его обращения в Пенсионный фонд составил * лет * месяц * дней, (с учетом суммирования с периодом работы в качестве *** в *** с _ _ по _ _ ), при требуемом 12 лет 6 мес. Из подсчета специального стажа Москалева С.И. исключен период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с _ _ по _ _ .
Судом установлено, что согласно таблице трудовой деятельности период военной службы по призыву истца с СССР с _ _ по _ _ включен ответчиком в общий трудовой (страховой) стаж в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Удовлетворяя требования истца о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы Москалева С.И. в рядах Вооруженных Сил СССР с _ _ по _ _ , суд, сославшись на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 исходил из того, что период прохождения военной службы предшествовал периоду работы истца в *** на должности ***, включенному ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке, следовательно, приравнивается к нему.
Вместе с тем, указанные выводы суда противоречат нормам материального права.
Исходя из положений п.1 ч.1 ст.12 ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего до 1.01.2015 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, статей 12, 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, следует, что как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года N 380-О, определении от 23 сентября 2010 года N 1152-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями, труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Так, в соответствии с пунктом 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В подпунктах "а", "б" пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Таким образом, период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона N 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.
В соответствии с подпунктами "б", "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, действовавшему в спорные периоды работы, раздел XXIV "Пищевая промышленность" подраздел 17 "Добыча и обработка рыбы" "Плавсостав", а также раздел XXX "Транспорт" подразделы "Морской флот" "Речной флот", профессия матроса-камбузника указанным Списком не предусмотрена, следовательно, истец до и после призыва на службу в ряды Советской Армии не имеет специального трудового стажа с тяжелыми условиями труда, вместе с тем как по смыслу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, действовавшего до вступления в силу Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года, время службы в армии приравнивалось лишь к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение по соответствующим Спискам.
Период работы истца по должности *** в *** с _ _ был включен в специальный стаж, подлежащий учету при назначении пенсии по заявленному истцом основанию - пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ как должность плавсостава, но не как работа с тяжелыми условиями, предусмотренная соответствующими Списками (по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, являющемуся самостоятельным основанием для назначении пенсии досрочно).
Следовательно, оснований для включения спорного периода службы в армии, который сам по себе периодом работы с тяжелыми условиями труда не является, а признавался лишь приравниваемым периодом в соответствии с ранее действовавшим законодательством, утратившим силу к моменту обращения истца за назначением пенсии, в специальный стаж для назначения пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает в соответствии со статьей 328 ГПК РФ решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 08 декабря 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Москалева С. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периода службы в рядах Советской Армии с _ _ по _ _ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - отказать.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.