судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череватенко В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернышковском районе Волгоградской области о назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернышковском районе Волгоградской области,
на решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года, которым исковые требования Череватенко В. А. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Череватенко В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернышковском районе Волгоградской области (далее по тексту - УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области) о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. Однако решением ответчика N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа.
При этом, в специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 1 июня 1982 года по 1 марта 1983 года, с 1 июля 1987 года по 14 августа 1987 года, с 15 июля 1988 года по 17 июля 1990 года, с 8 августа 1990 года по 3 сентября 1992 года, с 22 марта 1983 года по 17 октября 1983 года, с 14 ноября 1983 года по 23 сентября 1984 года, с 30 сентября 1984 года по 11 ноября 1984 года, с 18 ноября 1984 года по 6 мая 1985 года, с 14 сентября 1987 года по 16 июня 1988 года, а всего 7 лет 08 месяцев 24 дня, в должности составителя поездов, помощника составителя поездов.
Считая, что решение ответчика нарушает его права и законные интересы, просил обязать УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области суммировать периоды трудовой деятельности с особыми условиями, а именно, периоды работы, исчисленные в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях": с 1 июня 1982 года по 1 марта 1983 года. (9 мес. 1 день), с 22 марта 1983 года по 17 октября 1983 года (6 мес. 26 дней), с 14 ноября 1983 года по 23 сентября 1984 года (10 мес. 10 дней), с 30 сентября 1984 года по 11 ноября 1984 года (1 мес. 12 дней), с 18 ноября 1984 года по 6 мая 1985 года (5 мес. 19 дней), с 1 июля 1987 года по 14 августа 1987 года (1 мес. 14 дней), с 14 сентября 1987 года по 16 июня 1988 года (9 мес. 3 дня), с 15 июля 1988 года по 17 июля 1990 года (2 года 3 дня), с 8 августа 1990 года по 3 сентября 1992 года (2 года 26 дней) в должности составителя поездов, помощника составителя поездов, общей продолжительностью 7 лет 8 мес. 24 дня, с периодами работы, исчисленными в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": с 3 апреля 1975 года по 10 октября 1975 года (6 мес. 8 дней), с 11 апреля 1976 года по 17 июня 1976 года (2 мес. 7 дней) - в качестве моториста-рулевого т/х " " ... "" в филиале " ... " базы технического обслуживания флота, с 24 июля 1979 года по 24 декабря 1979 года (5 мес. 1 день), с 12 июня 1980 года по 11 января 1981 года (7 мес.) - в качестве моториста на судах БМРТ " " ... "", БМРТ " " ... "" в " ... " базе тралового флота, с 28 июля 1986 года по 30 июня 1987 года (11 мес. 3 дня) - в качестве старшего, главного кондуктора грузовых поездов " ... " отделения " ... " железной дороги, общей продолжительностью 2 года 7 мес. 19 дней, и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области Даниловой Т.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Как следует из оспариваемого решения УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, доплаты к пенсии по п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В специальный стаж засчитано 2 года 7 месяцев 19 дней в должностях моториста-рулевого, моториста, старшего кондуктора грузовых поездов, главного кондуктора грузовых поездов и отказано в зачете периодов работы с 1 июня 1982 года по 1 марта 1983 года, с 1 июля 1987 года по 14 августа 1987 года, с 15 июля 1988 года по 17 июля 1990 года, с 8 августа 1990 года по 3 сентября 1992 года, с 22 марта 1983 года по 17 октября 1983 года, с 14 ноября 1983 года по 23 сентября 1984 года, с 30 сентября 1984 года по 11 ноября 1984 года, с 18 ноября 1984 года по 6 мая 1985 года, с 14 сентября 1987 года по 16 июня 1988 года (7л. 08м. 24 дн.) в должностях составителя поездов, помощника составителя поездов по основаниям ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ.
Обращаясь в суд с указанными требованиями истец основывал их на положениях ст. 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которыми предусматривалось суммирование работ в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) (пункт "и" статьи 12)) с работами в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте (пункт "д" статьи 12) и назначение досрочной пенсии в соответствии с абзацем вторым пункта "б" статьи 12 этого же Закона со снижением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1; Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272; наименованиями должностей, указанных в Приложении к разъяснению от 11 июня 1992 года N 5в, утвержденных постановлением Минтруда от 11 июня 1992 года N 21и посчитал возможным включить в специальный стаж истца оспариваемые периоды работы в должностях составителя поездов, помощника составителя поездов и возложить на ответчика обязанность суммировать периоды трудовой деятельности с особыми условиями труда, исчисленные в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 с периодами исчисленными в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия признает такой вывод суда не правильным, доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание, а вынесенное решение суда принятое с существенными нарушениями норм материального права и подлежащим отмене.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Череватенко В.А. обратился в УПФР в Чернышковском районе Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято оспариваемое решение N " ... ".
С 1 января 2015 года установление, исчисление и выплата страховых пенсий по старости осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не мене 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (для мужчин - 6 лет 3 месяца) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа (для мужчин - 25 лет), трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 этого же закона страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет. Вели они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии величины ИПК в размере не менее 30.
Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исцеления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу пункта 1 этого Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяется:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10;
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ имевших место до 1 января 1992 года.
Из пп. "г" п. 1 данного Постановления следует, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "д" ст. 12, 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком N 272 предусмотрены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Пунктом 3 Постановления N 665, предусмотрено, что исчисление периодов соответствующей работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пункт 2 которых (Правил) указывает, что при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил. В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В этой связи, периоды работ с тяжелыми условиями труда (Список N 2) могут суммироваться с периодами работ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, если в результате такого прибавления стаж составит не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин.
Вместе с тем, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 года N 320-О и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, внесшие существенную корректировку в правоприменительную практику органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в том числе и в части исчисления страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ при определении права на пенсию, а также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, которое уточнило и конкретизировало механизм сохранения пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе, в части учета трудового стажа, закрепленные нормой части 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и позволяют при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчислять с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 вступившего в силу с 1 января 2015 года Федерального закона N 400-ФЗ при исчислении стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при значении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В части 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии, а частью 4 - периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, периоды работы и (или) иной деятельности застрахованного лица могут включаться в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности).
Периоды, имевшие место до 1 января 1992 года могут быть включены в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ по правилам и нормам Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", в том числе Списков N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ имевших место до 1 января 1992 года.
В тоже время, исчисление периодов работы до 1 января 2002 года, при определении права на страховую пенсию с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты, (в том числе Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а также Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1, утвержденный (Список) Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что производить суммирование периодов работ Череватенко В.А., исчисленных по Списку N 2 1956 года общей продолжительностью 2 года 7 мес. 19 дней (работа в качестве моториста-рулевого, моториста, старшего кондуктора, главного кондуктора) с периодами работ, исчисленными по Списку N 272 от 1991 года продолжительностью 7 лет 8 мес. 24 дня (в должности составителя поездов, помощника составителя поездов), неправомерно, поскольку одновременное применение правил и норм Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к периодам работы, протекавшим как до 1 января 1992 года, так и до 1 января 2002 года противоречит ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ.
Поскольку право Череватенко В.А. ни по п. 2 ч. 1 ст. 30, ни по п. 5 ч. 1 с. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на назначение досрочной страховой пенсии не определяется, в удовлетворении требований в указанной части также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Череватенко В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чернышковском районе Волгоградской области о назначении досрочной страховой пенсии отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.