судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Гулян Р.Ф.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Поповой Е. В. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной программы "Жилище"; понуждении администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Поповой Е. В.,
на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 11 февраля 2016 года, которым Поповой Е. В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной программы "Жилище"; понуждении администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище". На период постановки на учёт, ее семья состояла из четырёх человек: сын П.Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П.Я.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ из администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области она получила уведомление о том, что её семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и ей необходимо представить документы, подтверждающие платёжеспособность для получения социальной выплаты на приобретение жилья. В связи с этим, в администрацию ею был представлен предварительный договор купли - продажи земельного участка, площадью 255 кв.м. и расположенного на нём жилого дома, общей площадью 42,5 кв.м., по "адрес", заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ней и супругами Б ... Сумма сделки по договору определена сторонами в " ... " руб., из которых " ... " руб. она оплатила продавцам, остальную сумму обязалась выплатить при заключении основного договора.
Прежде чем заключить предварительный договор купли - продажи, сотрудники органов местного самоуправления, ответственные за предоставление субсидии по программе "Жилище", пояснили ей, что данным предварительным договором она подтвердит платёжеспособность своей семьи на право получение субсидии в 2010 году.
Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области вынесла заключение, согласно которому ее семья не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты рыночной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для участия в Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В связи с чем, просила суд признать незаконным отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной программы "Жилище", и обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Попова Е.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области Поповой Д.П., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Попова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" составом семьи из четырёх человек: она, сын П.Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П.Я.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области своим уведомлением известила Попову Е.В. о включении последней в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и предложила в течение месяца со дня получения уведомления, представить документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Данное уведомление Поповой Е.В. получено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения специалистов администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное и.о. главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области Поповой Е.А направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в связи с не представлением документов, подтверждающих признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, установив все обстоятельства возникшего спора, правильно исходил из того, что оспариваемые истцом действия ответчика по отказу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной программы "Жилище", выразившиеся в не предоставлении документов, подтверждающих наличие у семьи доходов позволяющих получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, правомерным и законных оснований для выдаче семье Поповой Е.В. свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не представившей всех предусмотренных законодательством документов, не имеется.
Данные выводы суда являются обоснованными, соответствуют закону и подробно мотивированы в решении.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1050; пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 29\85).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050; пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285).
В соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах;
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются непредставление или представление не всех документов, предусмотренных п. 15 либо 15 (1) настоящих Правил.
Пункт 8 Правил предусматривает, что порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 27-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2015 года N 202-п) утверждён Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, согласно подпункта 3 которого документами, подтверждающими достаточные доходы, являются выписка из банковского счета супругов либо родителя в неполной семье и (или) другой документ (извещение, уведомление и иной документ) о размере денежных средств, содержащихся на счете (при наличии); копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (при наличии); справка о состоянии финансового лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (при наличии государственного сертификата на материнский (семейный) капитал); сведения банка о максимально возможной сумме кредита для молодой семьи.
Если общая сумма средств молодой семьи в соответствии с представленными документами равна или больше части расчётной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты, то молодая семья признается имеющей достаточные доходы (п. 5).
В настоящее время субъекты РФ относительно самостоятельны в определении системы и структуры органов исполнительной власти региона.
Как видно из материалов дела и было установлено судом, при подаче заявления в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области не были представлены в орган местного самоуправления какие-либо документы, указанные в п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, п. 3 Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 27-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2015 года N 202-п), которые необходимы для признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы социальной выплаты.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что представленный Поповой Е.В. предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный Поповой Е.В. (покупатель) и Б.Ю.Н., Б.Л.В. (Продавцы) и по которому Покупатель оплатила Продавцам половину стоимости приобретаемого жилья на сумму " ... " руб. не является документом, подтверждающим признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а также не соответствует требованиям п. 3 Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 27-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2015 года N 202-п).
Данный договор не является документом, на основании которого может быть принято решение о включении Поповой Е.В. в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в качестве молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с условиями "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Поскольку какой-либо из предусмотренных п. 3 Порядка документов Поповой Е.В. в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области не представлен, отказ администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области во включении ее семьи в рассматриваемый список молодых семей в пределах предоставленных ответчику полномочий действующему законодательству не противоречит и жилищных прав Поповой Е.В. не нарушает.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Поповой Е.В. у суда не имелось.
Отсутствие у истца в настоящее время какого-либо документа, подтверждающего наличие у ее семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не является обстоятельством, дающим основание для включения семьи в список. Семья Поповой Е.В. не лишена возможности повторно обратиться в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области с предоставлением необходимых для участия в подпрограмме документов, в том числе документов или одного из документов, предусмотренных п. 3 Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 27-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2015 года N 202-п),
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона, в апелляционной жалобе не опровергнуты, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что оснований для не включения семьи Поповой Е.В. в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы не имелось, поскольку на момент подачи заявления об участии в подпрограмме семья отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, не может быть принят во внимание. Учитывая, что бюджетные средства, выделяемые для реализации данной программы, имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты в случае выявления недостаточности документов, в том числе, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств, иному пониманию исследованных норм права и не могут повлечь отмену решения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поповой Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.