судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Волковой И.А., Жабиной Н.А.,
при секретаре Плехановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Волгоградской области, ФИО1, ФИО2 о признании незаконным регистрации права собственности,
по апелляционным жалобам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, комитета лесного хозяйства Волгоградской области
на решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 17 февраля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Волгоградской области, ФИО1, ФИО2 о признании незаконным регистрации права собственности, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителей комитета лесного хозяйства Волгоградской области " ... " и КНА, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, а также апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, ФИО2 Е.Я. и её представителя РЭВ, возражавших по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" по Волгоградской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра по Волгоградской области), ФИО1, ФИО2 Е.Я. о признании незаконным регистрации права собственности.
В обоснование требований указало, что постановлением администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " земельный участок N " ... " по "адрес" был предоставлен в собственность (бесплатно) для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства ФИО1
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО2 Е.Я., на основании договора купли-продажи.
Согласно письму Комитета лесного хозяйства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах квартала 22 выдела 48 Среднеахтубинского лесничества, что подтверждается материалами ГКУ ВО "Среднеахтубинское лесничество". Данный земельный участок имеет наложения на земли лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером " ... "), на которые ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
При постановке на кадастровый учёт спорного земельного участка с кадастровым номером " ... " местоположение его границ и перевод из категории земель лесного фонда в земли поселений не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными участками лесного фонда, т.е. были были допущены существенные нарушения, в результате чего ФИО1 стал собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", категории земель - земли поселений, в то время, когда данный земельный участок относится к землям лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации и, как следствие, не может находится в собственности частных лиц.
В связи с вышеизложенным ТУ Росимущества в Волгоградской области обратилось в суд и просило признать незаконным постановление администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области от 11 июля 2004 N 69 "О предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка по "адрес"", ничтожным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2 Е.Я., недействительной запись о государственной регистрации права ФИО2 Е.Я. и обязать ФГБУ "ФКП Ростреестра по Волгоградской области снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: "адрес".
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционных жалобах ТУ Росимущества в Волгоградской области, комитет лесного хозяйства Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность решения суда, просят его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о ГКН) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу пункта 7 статьи 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о ГКН кадастровый учёт в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в изменённых границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о ГКН требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Частью 1 статьи 16 ЗК РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Волгоградской области N 809-ОД от 04 апреля 2003 года (в редакции, действовавшей на 11 июля 2004 года) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее по тексту - Закон Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно земельные участки в собственность граждан бесплатно предоставляются в следующих случаях:
для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённых пунктов:
в том числе гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
Согласно части 3 статьи 3 Закона Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно - в целях предоставления земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 3 Закона Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, осуществляется уполномоченным органом на основе утверждённых в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного зонирования.
Формирование и постановка на государственный кадастровый учёт земельных участков в целях их последующего предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляются уполномоченным органом за счёт средств соответствующего бюджета.
В Перечне земельных участков содержатся сведения о местоположении (адресе), кадастровом номере, площади и виде разрешённого использования земельных участков.
Земельные участки исключаются из Перечня земельных участков после принятия уполномоченным органом решений о предоставлении их в собственность граждан бесплатно.
Перечень земельных участков подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется в соответствии с очерёдностью и с учётом предполагаемой цели использования земельного участка, указанной в заявлении о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии со статьёй 29 ЗК РФ (в редакции от 01 июля 2004 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 1 Постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 530 от 02 ноября 2000 года постановлено наделить полномочиями администрации г. Краснослободска, р.п. Средней Ахтубы и сельсоветов по распоряжению земельными участками соответственно в пределах черты города, рабочего поселка и сельских населённых пунктов, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, в том числе, правами по предоставлению земельных участков в собственность (включая продажу), в аренду, в бессрочное (постоянное) и временное пользование и пожизненное наследуемое владение, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... " в "адрес" бесплатно передан в собственность ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним под N " ... ".
Как следует из повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выданного взамен свидетельства N " ... " серия " ... " от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, "адрес", площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... ", о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N " ... ".
Из пояснений представителя Комитета лесного хозяйства Волгоградской области следует, что из земельного участка лесного фонда с кадастровым номером " ... ", выделен земельный участок, площадью " ... " кв.м. и ему присвоен кадастровый N " ... ".
Согласно кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером " ... ", в пункте 16 перечислены кадастровые номера земельных участков, границы которых пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером " ... ", при этом земельный участок с кадастровым номером " ... ", принадлежащий в настоящее время ФИО2 Е.Я. в указанном перечне отсутствует.
По ходатайству ответчика ФИО2 Е.Я., определением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 03 ноября 2015 года по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, согласно выводам которой земельный участок с кадастровым номером " ... " в границы земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", а также " ... " не входит. Спорные земельные участки наложений границ между собой не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции, в том числе письменными доказательствами, объяснениями сторон, заключением эксперта.
Разрешая по существу требование о признании незаконным постановления администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области от 11 июля 2004 N " ... " "О предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка по "адрес"", суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, при этом исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Указанное корреспондирует с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N " ... " "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в пункте 15 которого указано, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - ТУ Росимущества Волгоградской области осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу Закона Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, осуществлялось уполномоченным на то органом за счёт средств соответствующего бюджета, участков после принятия уполномоченным органом решений о предоставлении их в собственность граждан бесплатно указанные земельные участки исключались из соответствующего перечня, при этом перечень земельных участков публиковался в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещался на официальном сайте уполномоченного органа.
Статьёй 256 ГПК РФ, действовавшей как на момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент обращения истца в суд, закреплён трёхмесячный срок обращения в суд с соответствующим заявлением.
Поскольку с требованиями об отмене постановления администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области "О предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка по "адрес"" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества Волгоградской области обратилось в суд только ДД.ММ.ГГГГ, при этом ответчиком ФИО2 Е.Я. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования ТУ Росимущества в Волгоградской области об отмене вышеуказанного постановления по причине пропуска срока обращения с заявлением в суд, является по мнению судебной коллегии, правильным, тогда как довод апелляционной жалобы о том, что истцом срок на обращение в суд не пропущен материалами дела не подтверждается, ввиду чего судом апелляционной инстанции отклоняется.
Разрешая требование ТУ Росимущества в Волгоградской области о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО2 Е.Я., суд первой инстанции указал, что ФИО1, являясь собственником спорного земельного участка, реализуя свои правомочия собственника, распорядился принадлежащим ему земельным участком, не нарушив при этом прав и законных интересов других лиц, с чем судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьёй 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В связи с вышеизложенным, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания указанной сделки ничтожной по правилам статьи 168 ГК РФ не имеется.
Также соглашается судебная коллегия с обоснованностью выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за ФИО2 Е.Я. и возложении обязанности на ФГБУ "ФКП Росреестра по Волгоградской области снять его с государственного кадастрового учёта ввиду того, что ФИО2 Е.Я. произвела регистрацию права собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи, заключенного с ФИО1, который в установленном законом порядке признан недействительным не был, оснований для признания сделки ничтожной судебная коллегия не усмотрела, что свидетельствует о законности приобретения ФИО2 Е.Я. права собственности на спорный земельный участок с учётом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств.
Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Волгоградской области, отличные от довода жалобы о том, что истцом не пропущен срок исковой давности, отклонённый судебной коллегией, полностью повторяют доводы искового заявления, при этом они получили надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы жалобы комитета лесного хозяйства Волгоградской области о передаче в собственность ФИО1 спорного земельного участка без проведения соответствующего государственного кадастрового учёта, нарушении администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области процедуры отнесения спорного земельного участка к категории земель поселений при фактическом отнесении его к землям лесного фонда, судебной коллегией отклоняются, поскольку требований об оспаривании действий ФИО1 по постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт, равно как и требований об оспаривании действий администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области по изменению категории спорных земель, не заявлялось.
Также не состоятельна к отмене решения суда ссылка комитета лесного хозяйства Волгоградской области на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года N 4890/14 о том, что ранее учтённые лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учёт по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером " ... " был изначально отсечён и потому в границы земельных участков с кадастровыми номерами " ... " а также " ... " не входит и не имеет на них наложений, поскольку самостоятельность отдельного судебного и внесудебного разбирательства должна приводить к реальной защите нарушенного права, тогда как избранный истцом способ при подаче настоящего иска путём оспаривания постановления о предоставлении СИЮ спорного земельного участка и признания ничтожным договора купли-продажи, заключенного им с ФИО2 Е.Я. достижению указанной цели не способствует.
Между тем, истец не лишён возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями, предоставляя доказательства неправомерности постановки ФИО1 земельного участка на государственный кадастровый учёт, процедуры межевания спорного земельного участка и нарушения администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области процедуры отнесения спорного земельного участка к категории земель поселений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, комитета лесного хозяйства Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.