Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Коничевой А.А., Жидковой О.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комарова О.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 января 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., судебная коллегия
установила:
Комаров О.А. в период с "ДАТА" по "ДАТА" проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации.
"ДАТА" Комаров О.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением N ... ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от "ДАТА" Комаров О.А. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих".
Решением Вологодского гарнизонного военного суда от "ДАТА" в удовлетворении заявления Комарова О.А. об отмене вышеназванного решения N ... от "ДАТА" отказано.
"ДАТА" Комаров О.А. представил в территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" заявление и документы о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением территориального отделения в Вологодской области - г.Вологда ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "ДАТА" Комарову О.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что на дату представления заявления Комаров О.А. не являлся военнослужащим.
Оспаривая правомерность принятого решения, "ДАТА" Комаров О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение от "ДАТА" незаконным. В обоснование указал, что на момент увольнения с военной службы ни он, ни члены его семьи никакого жилого помещения в собственности не имели и не имеют, право на получение жилого помещения им не реализовано.
В судебном заседании административный истец Комаров О.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик начальник отделения (территориальное г.Вологда) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Вологодской области Б.С.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием оснований.
Представитель административного ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Вологодской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комаров О.А. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что суд не принял во внимание пункт 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим законом. Суд не учел также, что при обжаловании им решения о снятии с учета в качестве нуждающегося от "ДАТА" Вологодский гарнизонный суд не исследовал обстоятельства дела, а отказал в иске только по мотиву пропуска срока. В настоящее время он и его семья в собственности жилых помещений не имеют, что также не учтено судом первой инстанции.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 данного Кодекса решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, не усмотрев в действиях административного ответчика нарушений действующего законодательства, в том числе Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения территориального отделения в Вологодской области - г.Вологда ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "ДАТА".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях "ДАТА" Комаров О.А. был исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения, то есть утратил статус военнослужащего в соответствии с нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В рапорте об увольнении из рядов ВС РФ от "ДАТА" Комаров О.А. указал, что жильем по установленным нормам обеспечен.
При таком положении с учетом того, что нормы статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются только на военнослужащих, проходящих службу, суд пришел к обоснованному выводу, что оснований для признания незаконным решения территориального отделения в Вологодской области - г.Вологда ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "ДАТА", не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание пункт 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в силу которого заявитель наделен правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 1 статьи 15 вышеуказанного Закона, гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого предусмотренными статьей 15,1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом для военнослужащих.
Указанные нормы регламентируют обеспечение жильем уволенных с военной службы военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Комаров О.А. в период прохождения военной службы состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением N ... от "ДАТА" Комаров О.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях ввиду обеспеченности жилым помещением, соответствующим нормам и требованиям.
Указанное решение Комаровым О.А. обжаловано в Военный гарнизонный суд, однако незаконным не признано.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для применения пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку на момент увольнения с военной службы Комаров О.В. на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоял.
Ссылка апеллянта на то, что в собственности супруги не имеется жилого дома, так как в соответствии с решением Железнодорожного районного суда г.Рязань от "ДАТА" признан незаконным договор дарения жилого дома, в данном случае правового значения для разрешения дела не имеет.
При указанных обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: А.А. Коничева
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.