Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.
судей коллегии Гниденко С.П., Рахимкуловой Н.Р.
при секретаре Рязанцевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Новый Уренгой М., действующей на основании доверенности от 3 декабря 2015 года N 92 сроком до 31 декабря 2016 года, на решение Новоуренгойского городского суда от 5 февраля 2016 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию г.Новый Уренгой предоставить Е.1 на состав семьи 5 человек с включением Е.2, Ж., З., А., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 49,4 кв.м., расположенное в г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Новый Уренгой, действующий в интересах истца Е.1 обратился с иском к администрации г.Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В его обоснование указал, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства, проведенной прокуратурой, установлено, что жилой дом N по адресу: "адрес" органом местного самоуправления признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком отселения до 2015 года. В двухкомнатной квартире N указанного дома общей площадью 49,4 кв.м., в том числе жилой - 26,3 кв.м., проживает Е.2 совместно с мужем Е.2, дочерями Ж. и З., внуком А. по договору социального найма. Жилой дом, в котором расположена занимаемая ими квартира, находится в техническом состоянии, не обеспечивающим безопасные условия проживания в нём. В связи с изложенным, просит обязать администрацию г.Новый Уренгой предоставить семье Е.1, состоящей из пяти человек, включая Е.2, Ж., З., А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 49,4 кв.м., на условиях договора социального найма, расположенное в г.Новый Уренгой.
В судебном заседании истец Е.1 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Старший помощник прокурора К. поддержал требования иска.
Представитель ответчика просила отказать в их удовлетворении ввиду необоснованности.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Е.2, З., Ж., ходатайствовавших в заявлениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об его отмене и вынесении нового - об отказе в иске. Указала, что истец и члены её семьи не состоят в списках малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма; доказательств наличия опасности проживания в занимаемом жилом помещении для их жизни и здоровья не представлено, жилой дом не грозит обвалом. В этой связи полагает об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения пом. прокурора отдела ЯНАО Д., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд пришёл к правильному выводу об обоснованности иска по основаниям, изложенным в решении.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
Судом установлено, что Е.1 является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 49,4 кв.м., в том числе жилой - 26,3 кв.м., предоставленной по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N. В договор в качестве членов семьи включены: Е.2 (муж), Ж. (дочь), З. (дочь), А. (внук) (л.д. 12-14).
Распоряжением администрации г.Новый Уренгой от 31 января 2006 года N-р вышеуказанный жилой дом принят в муниципальную собственность (л.д. 48-49, 54).
На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 19 октября 2011 года N распоряжением администрации г.Новый Уренгой от 13 ноября 2009 года N-р "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания" "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу; постановлением администрации г.Новый Уренгой от 5 октября 2015 года N - включён в Адресный перечень домов, признанных аварийными и подлежащими расселению в 2015-2025 годах (л.д. 57, 112-113).
Согласно заключению по обследованию технического состояния строительных конструкций объекта, составленному ООО "Эксперт-Проект" по состоянию на 1 февраля 2016 года, установлено, что физический износ здания составляет 74,65%. Аварийная категория технического здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома не обеспечивается (л.д. 91).
Выявленные дефекты и повреждения: фундаменты - искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков здания, поражение жучком, разрушение опорных стульчиков, щели и трещины в цоколе здания; стены - деформация стен, неравномерные осадки фундаментов, поражение жучком, грибками, перекос оконных и дверных проемов, значительный перекос стен выпучивание, отклонение от вертикали; перегородки - глубокие трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое и отделке, выпучивание в вертикальной плоскости; чердачное перекрытие - множественные следы протечек на потолке, существенный визуально ощутимый прогиб балок, поражение жучком; крыша - нарушение креплений, прогибы стропильных ног; полы - зыбкость, обрушение полов местами, значительные просадки полов, поражение жучком досок, прогибы, разрушение покрытия пола местами (л.д. 87).
Аварийность дома, где расположена квартира истцов, также подтверждена актом осмотра технического состояния жилого дома от 3 ноября 2009 года (л.д. 114-115); справкой по итогам участия в проверке визуального обследования технического состояния объекта прокуратуры от 9 ноября 2015 года (л.д. 21-22).
Вышеизложенное, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о том, что помещение, в котором проживает истец и члены её семьи, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного технического состояния, которое угрожает безопасному проживанию граждан, а потому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу и членам её семьи другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения в таком случае, вопреки доводам жалобы, не зависит от обстоятельств того, что истец и члены её семьи не состоят на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 названного Кодекса).
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В этой связи вывод о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее занимаемого - 49,4 кв.м., правомерен.
Выводы судебной коллегии соответствуют позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 18 ноября 2014 года N 81-КГ14-16; Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 5 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя (подпись) Т.В. Кисилевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.