Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей Ощепкова Н.Г. и Семейкиной С.А.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе Администрации города Ноябрьска,
на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т., Т. обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального образования города Ноябрьск об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии решения об изъятии жилого помещения.
В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются собственниками "адрес". Заключением межведомственной комиссии указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени снос жилого дома не осуществлен, изъятие жилого помещения в установленном порядке не произведено. Ранее, вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда от 9 апреля 2015 года административный ответчик понужден к изъятию земельного участка, расположенного под аварийным домом, решение суда исполнено. Вместе с тем в нарушение требований жилищного законодательства изъятие жилого помещения не произведено.
В возражениях на административный иск, представитель административного ответчика требования не признал, указав, что в рамках предпринимаемых мер Администрацией города Ноябрьска запланирован выкуп жилых помещений, в том числе у административных истцов в 2016 году, полагал, что факт бездействия административного ответчика отсутствует.
Суд постановилрешение, которым заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласна Администрация города Ноябрьск в лице Ноябрьского городского департамента по имуществу.
В апелляционной жалобе представитель Г., действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Анализируя законодательство, считает, что принятие решения об изъятии аварийного жилого помещения является правом органа местного самоуправления. Вины органа местного самоуправления в аварийном состоянии жилого дома не имеется, административные истцы пропустили без уважительных причин срок на обращение в суд.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, их участие не является обязательным. На основании ст. 150, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, административные истцы Т. и Т. с ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками (на праве общей долевой собственности) "адрес" что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 10 ноября 2014 года N и N (л.д.6-7).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, указанный многоквартирный дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения многоквартирного дома включены в перечень непригодного для проживания и аварийного жилого фонда, собственникам помещений установлен срок до 03 февраля 2012 года по отселению и срок до 03 февраля 2014 года по самостоятельному сносу дома.
До настоящего времени как отселение, так и снос жилого дома, не реализованы.
В приложении N 1 (N п/п 575) к Постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года N 295-П "Об утверждении долгосрочной окружной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2017 годы", планируемая дата окончания переселения из названного аварийного многоквартирного дома определена - IV 2015 года, однако переселение административных истцов до указанной даты также не реализовано.
Как следует из материалов дела, административные истцы выражали волеизъявление на изъятие жилого помещения в порядке ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а не в порядке мены на условиях указанной долгосрочной окружной адресной программы.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2015 года на административного ответчика возложена обязанность по подготовке и принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен данный аварийный многоквартирный дом, а также по изъятию "адрес" (собственник М.).
Во исполнение решения суда, постановлением Администрации города Ноябрьск от 15 июня 2015 года N П-713 земельный участок под многоквартирным аварийным домом изъят для муниципальных нужд, в отношении "адрес" решение суда также исполнено (л.д. 13).
Вместе с тем административный ответчик не принял решение об изъятии "адрес" этого же аварийного многоквартирного дома принадлежащей административным истцам.
Частями 1 и 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность органа местного самоуправления, в случае неисполнения собственниками помещений аварийного дома требования о его сносе, по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Исполнение данной обязанности органом местного самоуправления обусловлено тем, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Суд, установив длительное бездействие администрации города Ноябрьска, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы принятие таких решений не является правом, а является обязанностью органа местного самоуправления, которая в данном случае возникла с 03 февраля 2014 года, то есть неисполнения собственниками помещений в указанном доме требования о сносе аварийного жилого дома.
Здесь же следует учитывать, что земельный участок, на котором расположен данный аварийный жилой дом был изъят для муниципальных нужд с изъятием "адрес" (собственник М.) во исполнение решения Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2015 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В настоящем случае изъятие "адрес" связи с аварийностью многоквартирного жилого дома во исполнение указанного решения суда и бездействие органа местного самоуправление в отношении "адрес" этого же аварийного дома, нарушает принцип равенства и правовой определенности, поскольку собственники помещений данного дома находятся в одинаковой ситуации.
Не принимая решение об изъятии "адрес", административный ответчик бездействует, что нарушает права административных истцов как собственников жилых помещений аварийного многоквартирного дома.
При этом, хотя и определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, при данном бездействии необходимо учитывать возможность дальнейшего проживания граждан в аварийном жилом помещении на предмет угрозы для их жизни и здоровья.
Распределение бремя доказывания фактов отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, применительно к положениям ч. 11 ст. 226 КАС РФ, возлагается на административного ответчика.
Однако органом местного самоуправления не представлено доказательств, что со дня признания жилого дома аварийным (2011 год) производись какие-либо работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан в нём проживающих либо собственники временно отселены.
Таким образом, длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию решения об изъятии жилого помещения ( "адрес") у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования административных истцов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд, представленная в материалах дела переписка сторон касалась вопросов выкупа и выкупной стоимости квартиры, и данная переписка не свидетельствует об осведомленности административных истцов о неправомерном длящемся бездействии при принятии решения об изъятии жилого помещения, что не указывает на начало исчисления срока со дня получения ответов по вопросам определения выкупной цены.
Доводы жалобы о запланированных сроках выкупа помещений аварийного жилого дома в 2016 году, не учитывают, что административным ответчиком не представлено доказательств обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при проживании в данном доме, что позволяло бы принимать решение об изъятии помещений в рамках запланированных сроков.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.