Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца П. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 4февраля 2016 г., которымзаявителю отказано в удовлетворении административного иска к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия
установила:
в обоснование названного выше административного иска П. указала на то, что является собственником двухкомнатной квартиры в многоквартирном доме, который органом местного самоуправления признан аварийным и подлежащим сносу с определением срока отселения до 10.11. 2015 и сноса до 10.11. 2016. В связи с назначением опекуном и возможности иметь иной заработок, кроме получаемого пособия, признана малоимущей и нуждающейся в социальном жилье. 15.09. 2015 дом был снесён, однако, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ процедура в части решения об изъятии земельного участка и изъятия у собственника жилого помещения в доме ответчиком не проведена.
В суде истец и её представитель Л. доводы иска поддержали. Представитель указал, что П. не давала согласия на безвозмездную передачу жилого помещения.
Представитель административного ответчика М. просила в удовлетворении иска отказать с приведением доводов о том, что права истца и членов семьи защищены путём исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе истцом приведены доводы о том, что ст. 32 ЖК РФ не допускает иного применения содержащихся в ней норм, которые ответчиком не исполнены. Доводы ответчика о возможности иного их исполнения противоречат ст. 49-52 ЖК РФ. Ранее принятое судом решение, которым семья обеспечена жилым помещением с заключением договора социального найма, исполнено самостоятельно и не отменяет возложенную на ответчика обязанность. Просит об отмене решения с удовлетворением административного иска.
Рассмотрев дело по правилам ст.ст. 307-308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не установилаоснований для её удовлетворения.
Материалами дела установлено, что П. является собственником квартиры по адресу "адрес" (л.5).
Заключением межведомственной комиссии Администрации муниципального образования г. Ноябрьск (далее- Администрация) от 11..11. 2011 указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу (л.21).
Распоряжением Администрации N-з от 13.12. 2011 жилые помещения многоквартирного дома включены в Перечень жилых помещений непригодных для проживания, собственникам помещений был установлен срок до 10.11. 2015 для самостоятельного отселения из занимаемых жилых помещений и срок до 10.11. 2016 для сноса дома (л..22).
Решений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, об изъятии жилого помещения, принадлежащего на праве собственности П. Администрацией принято не было.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении заявления П. о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию мер об изъятии земельного участка и жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 32, 57 Жилищного кодекса РФ, принял во внимание и привёл в решении судебное толкование применительно к данной категории дел в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", исходил из того, что заявитель выбрал способ защиты своих прав путем обращения с иском о предоставлении жилого помещения взамен непригодного на условиях социального найма, тем самым его жилищные права были восстановлены, а право требования выкупа жилого помещения и изъятия земельного участка утратил.
Судом принято во внимание наличие решения Ноябрьского городского суда от 30 марта 2012 г., которым на Администрацию была возложена обязанность по предоставлению П., несовершеннолетним ФИО2, ФИО6 вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма (л. 38-39).
С учетом предоставления иного жилого помещения П. суд при рассмотрении данного дела не установилбездействия органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ст. 32 п. 10 ЖК РФ и существенно нарушающих жилищные права заявителя.
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что основания для административного иска, требования которого направлены на понуждение Администрации к исполнению ст. 32 ЖК РФ отсутствуют.
В силу п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "О местном самоуправлении" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, отнесены: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1,3,5,8).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 4 и п.п. 2 и 3 ст. 10 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; жилищные права и обязанности возникают, в том числе
из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
При этом, согласно ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно копии решения Ноябрьского городского суда от 30.03. 2012 в деле, на время рассмотрения иска семья заявителя в составе из трёх человек проживала по договору найма в помещении маневренного фонда, в связи с признанием многоквартирного дома по адресу "адрес" которой ранее проживала семья, аварийным и подлежащим сносу. Решением на Администрацию возложена обязанность предоставить П., несовершеннолетним ФИО2, ФИО6 вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не менее 48 квадратных метров (л.38-40).
13.03. 2015 сторонами заключен договор социального найма жилого помещения N 160, предметом которого является изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат, общей площадью "данные изъяты" кв. м. по "адрес", 108-55 (л.40 -42).
Согласно ч.1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии с правами и обязанностям собственника жилого помещения в ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом; несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (части 1 и 3).
Обстоятельства дела указывают на то, что начиная с 2012 г., принадлежащее на праве собственности П. жилое помещение по назначению не использовалось, соответственно права и обязанности собственника по отношению к объекту права не реализовывались, в силу решения суда у заявителя возникли новые права и обязанности к новому объекту жилищных правоотношений -жилому помещению предоставленному по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях применительно к п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и обеспечение и обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке ст. 32 ЖК РФ, на нормы которой ссылается сторона административного истца, имеют одну и ту же природу компенсационного характера.
На это, в том числе указывают нормы Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно пунктам 2 и 3 ст. 2 которого:
аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ситуации, когда собственником жилого помещения П. реализовано жилищное право применительно к статье 57 ЖК РФ, в силу императивных норм жилищного законодательства орган местного самоуправления не мог начать предусмотренную ст. 32 ЖК РФ процедуру для возникновения новых правоотношений компенсационного характера, поэтому оснований для возложения такой обязанности отсутствуют.
Относительно доводов апелляционной жалобы о неправильном установлении судом фактических обстоятельств дела, судебная коллегия исходит из правил ч.1 ст. 208 и ч.6 ст. 310 КАС РФ о том, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 308-309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 4 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.