Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Шукеновой М.А.,
судей областного суда Усовой Е.И., Цериградских И.В.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ,
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области на решение Таврического районного суда Омской области от 02 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования ФИО1 к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области по вопросу рассмотрения заявления о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Омская " ... " непригодным для проживания и обязании провести обследование жилого помещения на предмет его непригодности для проживания, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области по рассмотрению и решению вопроса о признании " ... " непригодным для проживания.
Обязать Администрацию Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области принять одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от " ... " N N " ... ".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: " ... " непригодным для проживания, обязании провести обследование указанного жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.
В обосновании заявленных требований указала, что с " ... " она проживает в квартире, расположенной по адресу " ... ". Указанная квартира предоставлена ее матери, ФИО2 для постоянного проживания на основании ордера N " ... ", выданного " ... ". " ... " ФИО2 умерла. " ... " она обратилась в администрацию Таврического городского поселения с заявлением о создании комиссии для признания жилого помещения непригодным для проживания, в удовлетворении которого ей было отказано, поскольку она не является собственником жилого помещения, многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, не значится в реестре собственности Таврического городского поселения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку представленным доказательствам, неправильное установление обстоятельств по делу. Возражая против постановленного решения, настаивает на том, что в силу положений ст. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ", принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными либо не пригодными для проживания граждан является правом, а не обязанностью местной администрации. Выражает несогласие с выводами суда относительно отнесения спорного жилого помещения к муниципальному жилому фонду, поскольку оно не является муниципальной собственностью, также отсутствует в собственности Омской области, Российской Федерации, а также частной собственности физических лиц. Считает, что ордер на жилое помещение, который выдан Исполнительным комитетом Таврического совета народных депутатов, не является документом подтверждающим право муниципальной собственности на спорное жилое помещение. Кроме того, нахождение жилого помещения на территории Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области не является основанием для включения данного имущества в реестр муниципальной собственности. При этом указывает на то, что суд, признавая спорное помещение муниципальным, не исследовал обстоятельства исполнения обязанностей по своевременному внесению платы за жилое помещение, внесения коммунальных платежей, не определилвид муниципального жилищного фонда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, руководствуясь ст.ст. 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области - ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на основании ордера на жилое помещение N " ... " от " ... " Исполнительного комитета Таврического на семью из 1 человека предоставлено право занятия жилого помещения размером 19,85 кв.м. жилой площади, состоящего из 1 комнаты по адресу: " ... " Основанием выдачи ордера является решение исполкома от " ... " N " ... ".
" ... " постановлением администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области N " ... "-П жилому помещению с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого определено " ... ", изменен адрес на: " ... ".
В соответствии с представленными свидетельствами о рождении N " ... ", справкой о заключении брака N " ... " ФИО1 является дочерью ФИО2 " ... " ФИО2 умерла. Согласно справке администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района N " ... " от " ... " совместно с ФИО2 проживала ФИО1
" ... " ФИО1 обратилась в администрацию Таврического муниципального района Омской области и администрацию Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области с заявлениями о создании комиссии для обследования квартиры по адресу: " ... ", для признания помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу.
" ... " администрацией Таврического муниципального района Омской области в адрес ФИО1 направлено письмо N " ... ", в соответствии с которым ее обращение рассмотрено, для разрешения вопроса о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания ей необходимо обратиться с заявлением в администрацию Таврического городского поселения.
" ... " администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области в адрес ФИО1 направлено письмо N " ... ", в соответствии с которым указано, что обследование помещений проводится комиссией на основании заявления собственника жилого помещения.
" ... " ФИО1 обратилась в администрацию Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области с повторным заявлением о создании комиссии для обследования указанного жилого помещения.
" ... " администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области в адрес ФИО1 направлено письмо N " ... ", в котором указано, что обследование помещений проводится комиссией на основании заявления собственника жилого помещения, а также орган местного самоуправления создает комиссию для оценки муниципального жилищного фонда. Указанный истцом дом в реестре собственности Таврического городского поселения не значится.
Полагая, отказ администрации в создании комиссии для обследования жилого помещения незаконным, истец обратилась в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы представителя администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области сводятся к несогласию с установлением факта бездействия по рассмотрению и решению вопроса о признании жилого помещения, в отношении которого истец обратилась, непригодным для проживания, возложением обязанности принять решение, предусмотренное п. 47 Положения, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в пункте 2 которого указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).
Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Постановлением администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области N 104-П от 24.12.2009 создана межведомственная комиссия Таврического городского поселения Омской области по признанию помещения их муниципального жилого фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден ее состав и Положение о работе межведомственной комиссии.
В соответствии с разделом 2 Положения межведомственной комиссии Таврического городского поселения Омской области по признанию помещения из муниципального жилого фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Главы администрации Таврического городского поселения от 24.12.2009 N 104-п, комиссия создается в целях организации и приема и рассмотрения заявлений граждан (нанимателей) и собственника помещения расположенного на территории Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области.
Вышеназванные положения нормативно-правовых актов не освобождают администрацию Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области от исполнения полномочий, установленных жилищным законодательством, в том числе Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ", принятия соответствующего решения в отношении жилых помещений, находящихся на территории данного городского поселения.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу " ... ", в реестре собственности Таврического городского поселения не значится (л.д. 62).
По сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области (л.д. 58), Министерства имущественных отношений Омской области (л.д. 77), Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Омской области (л.д. 78), Комитета имущественных отношений и землепользования (л.д. 79), администрации Таврического городского поселения Муниципального района Омской области (л.д. 80), ГП ОО "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (л.д. 81) в отношении квартиры, расположенной по адресу: " ... ", отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, отсутствует информация о данном объекте в Едином банке данных объектов собственности Омской области, данный объект отсутствует в реестре федерального имущества, не значится в реестре муниципального имущества Таврического муниципального района Омской области, в реестре муниципального имущества Таврического городского поселения не значится, под арестом, запретом и обременением не состоит.
Вместе с тем, установлено, что данное жилое помещение предоставлено матери истца - ФИО2 на основании ордера N " ... " в " ... " году исполнительным комитетом Таврического Совета народных депутатов.
С " ... " года ФИО1 по указанному адресу имеет регистрацию по месту жительства,(л.д. 63).
Согласно отчету ЗАО " " ... "" " ... " года обследования технического состояния четырехквартирного жилого дома по " ... ", физический износ ограждающих и несущих конструкций составляет 72%, находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для жизни людей. Жилой дом не пригоден для проживания в связи с физическим износом здания в процессе эксплуатации в целом, приводящим к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания. Обнаруженные дефекты носят массовый, прогрессирующий и накопительный характер. При существующей скорости развития дефектов и повреждений в скором времени состояние несущих конструкций не будет удовлетворять эксплуатационным требованиям. Жилой дом подлежит сносу (л.д. 17-39).
При таких обстоятельствах заявление ФИО1 подлежало рассмотрению администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ".
Ссылки о наличии права администрации в части принятия решения о признании частных жилых помещений пригодными либо не пригодными для проживания граждан, а не ее обязанности, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы представителя администрации Таврического городского поселения Омской области о том, что квартира, расположенная по адресу: " ... ", не является муниципальной собственностью городского поселения, не могут быть рассмотрены судебной коллегией, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
Иных доводов, подлежащих проверке, жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.