Судья Магаданского областного суда Кошкина М.Г.,
при секретаре Андреевой В.В.,
с участием Мамадалиева М.М. - лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении,
представителя административного органа Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области Волкова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мамадалиева М.М. на не вступившее в законную силу постановление судьи Магаданского городского суда от 15 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 15 апреля 2016 года гражданин " ... " Мамадалиев М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
До исполнения постановления о выдворении постановлено поместить Мамадалиева М.М. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области.
В поданной в Магаданский областной суд жалобе Мамадалиев М.М. просит об отмене постановления судьи Магаданского городского суда о выдворении его за пределы Российской Федерации, просит предоставить ему возможность оформить прибытие на территорию Российской Федерации в соответствии с законом, ссылаясь на наличие семьи и двух малолетних детей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав явившихся участников производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15 апреля 2015 г. в 11:00 часов в служебном помещении Отдела ФМС России по Магаданской области по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская, д.39, корпус 2, кабинет N 11 выявлен гражданин " ... " Мамадалиев М.М., допустивший 26 декабря 2015 года в 00 часов 01 минуту нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (срок временного пребывания в Российской Федерации до 25.12.2015).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 179 от 15.04.2016, копиями: паспорта гражданина " ... " Мамадалиева М.М., миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, сведениями ФМС России, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Мамадалиевым М.М. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Мамадалиева М.М. к ответственности, судья правильно исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение. Такой вывод судьи основан на законе и материалах дела, которым судья дал верную юридическую оценку.
Постановление о привлечении Мамадалиева М.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания при его назначении физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих как его соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, так и действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), подлежащей применению в силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Материалами дела подтверждается, что с 25 сентября 2013 года Мамадалиев М.М. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой " ... " Г.., имеют сына Г.Д., "дата" года рождения. Заключение брака и рождение сына произошло на территории "адрес", где Мамадалиев М.М. осуществлял трудовую деятельность и проживал совместно с семьей.
"дата" Мамадалиевым М.М. установлено отцовство в отношении Г.В., после чего "дата" он указан отцом ребенка М. в её свидетельстве о рождении.
В настоящее время супруга с детьми проживает в "адрес" "адрес" "адрес". В период с "дата" по "дата" Мамадалиев М.М. вместе с сыном находился в "адрес" у своих родителей; с "дата" по "дата" находился в "адрес" "адрес" "адрес" со своей семьей.
Решением судьи Магаданского областного суда от 02 марта 2016 года постановление судьи Магаданского городского суда от 24 февраля 2016 года, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено: исключено указание на назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации. Помещение Мамадалиева М.М. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области отменено. Мамадалиев М.М. освобожден из специального учреждения временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области.
После освобождения по решению судьи Магаданского областного суда от 02 марта 2016 года из специального учреждения временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, Мамадалиев М.М. предпринимал меры по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации, неоднократно обращаясь с различными заявлениями в ОФМС России по Магаданской области.
Так, 04 марта 2016 года Мамадалиев М.М. обратился в ОФМС России по Магаданской области с просьбой принять документы для оформления разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого ему был дан ответ от марта 2016 года (точная дата отсутствует) о необходимости обращения в Отдел ОФМС России по Магаданской области в г. Магадане.
15 марта 2016 года Мамадалиев М.М. также обратился в ОФМС России по Магаданской области с просьбой продлить срок регистрации до "дата".
В материалах дела имеются доказательства фактов многочисленных обращений Мамадалиева М.М. в ОФМС России по Магаданской области также и в период времени до 02 марта 2016 года, а именно 06 ноября 2015 года, 15 января 2016 года, 12 февраля 2016 года.
То обстоятельство, что Мамадалиев М.М. получил сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, прошел медицинскую комиссию и собрал полный пакет документов, необходимый для оформления патента, представителем ОФМС России по Магаданской области в судебном заседании не оспаривалось.
Самостоятельно выехать из Российской Федерации с тем, чтобы в течение 90 суток после последующего въезда принять меры к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации, Мамадалиев М.М. не имел возможности вследствие непродолжительного периода времени, истекшего с даты принятия решения Магаданского областного суда, которым изменено постановление судьи Магаданского городского суда от 24 февраля 2016 года.
Каких-либо правонарушений, кроме как в сфере миграционного законодательства, Мамадалиев М.М. не совершал.
Письменными пояснениями Г. - супруги Мамадалиева М.М. подтверждается взаимная привязанность супругов, а также родительская привязанность Мамадалиева М.М. к детям, желание Г. и Мамадалиева М.М. иметь полноценную семью и вместе воспитывать детей.
Изложенные обстоятельства в своей непротиворечивой совокупности, вопреки выводам судьи в обжалуемом постановлении, свидетельствуют о наличии прочной социальной связи Мамадалиева М.М. с семьей на территории Российской Федерации, об устойчивом желании Мамадалиева М.М. воспитывать двух малолетних детей, законно пребывать и заниматься трудовой деятельностью на территории Российской Федерации.
Выдворение Мамадалиева М.М. за пределы Российской Федерации при изложенных обстоятельствах будет являться несоразмерным вмешательством со стороны государства в осуществление права Мамадалиева М.М. на уважение семейной жизни.
В случае вынесения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации Мамадалиеву М.М. не разрешается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, что приведет к разрыву социальных связей Мамадалиева М.М. с его семьей, в том числе с несовершеннолетними детьми, которые в силу п. 2 ст. 54 СК РФ имеют право жить и воспитываться в семье, имеют право на заботу обоих родителей и право на совместное с ними проживание и воспитание своими родителями.
При таких обстоятельствах и в соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П, применение к Мамадалиеву М.М. в настоящее время административного выдворения за пределы Российской Федерации не обеспечивает учет причин и условий совершения правонарушения, а также личности правонарушителя и степени его вины, и не гарантирует тем самым адекватность порождаемых для него последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, допуская избыточное государственное принуждение и не обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу, не установлено, Мамадалиев М.М. вину признал, в содеянном раскаялся.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таком положении, с учетом приведенных выше правовых норм и конкретных обстоятельств дела постановление судьи Магаданского городского суда, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
жалобу Мамадалиева М.М. удовлетворить частично.
Постановление судьи Магаданского городского суда от 15 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Помещение Мамадалиева М.М. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области отменить.
Освободить Мамадалиева М.М. из специального учреждения временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области.
В остальной части постановление судьи Магаданского городского суда от 15 апреля 2016 года оставить без изменения.
Судья М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.