Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего
Бобылева С.В.,
судей
Кречетова А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре
Ширдармаевой Э.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Гавриша Б.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра) по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, обязании произвести государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о государственной регистрации,
по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 января 2016 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., пояснения представителей Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Герасимовой В.В., Кукинбаева И.Б., настаивавших на доводах жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гавриш Б.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, обязании произвести государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о государственной регистрации.
В обоснование указал, что по договору аренды, зарегистрированному ответчиком, ему предоставлен земельный участок площадью 1193 кв.м в районе "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
На участке им построен жилой дом площадью 100 кв.м, для регистрации права собственности на который в Управление Росреестра 15 августа 2015 года им были предоставлены все необходимые документы, а именно заявление, договор аренды, квитанция об уплате государственной пошлины.
Полагая, что этих документов в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) достаточно для регистрации права собственности на недвижимое имущество, считает незаконным принятое ответчиком 25 сентября 2015 года решение об отказе в государственной регистрации по мотивам отсутствия кадастрового учета объекта недвижимости.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 22 января 2016 года административные исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, считает его вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Указывает, что при рассмотрении дела суд не дал никакой правовой оценки доводам, изложенным в возражениях на иск, а руководствовался решением Магаданского городского суда и апелляционным определением Магаданского областного суда по иному делу - по иску Шумакова Б.А. к Управлению Росреестра, по которому требования истца были удовлетворены.
Считает невозможным удовлетворение требований истца в силу прямого запрета в пункте 1.2 статьи 20 Закона о регистрации на осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, которое не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Исключение составляют предусмотренные пунктом 9 статьи 25 Закона о кадастре случаи, однако к таким исключениям спорный случай не относится, так как на строительство жилого дома требуется разрешение, и назначение предоставленного истцу в аренду земельного участка иное, чем требуется для регистрации в упрощенном порядке.
Поскольку объекты индивидуального жилищного строительства подлежат обязательному кадастровому учету, обязанность постановки на кадастровый учет возложена на правообладателя объекта недвижимости, то отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о жилом доме, расположенном на земельном участке в районе "адрес", является препятствием для регистрации права собственности на него административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что 23.09.2014 между КУМИ г. Магадана и Гавришем Б.А. заключен договор аренды не занятого строением земельного участка для несельскохозяйственных нужд площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 49:09:031603:37, расположенный по адресу: "адрес", район "адрес", для индивидуального жилищного строительства, со сроком действия по 30.09.2017.
Право аренды зарегистрировано в Управлении Росреестра 21.11.2014.
По утверждению административного истца, на указанном земельном участке им возведен индивидуальный жилой дом площадью 100 кв.м., для государственной регистрации права собственности на который в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу им представлено заявление, договор аренды, квитанция госпошлины.
Решением Управления от 25.09.2015 в регистрации права собственности отказано по мотивам отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об указанном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу положений пункта 2 статьи 8.1, статьи 219, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31.07.1981 N 4 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом" право собственности, иные вещные права на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, на который составляется технический паспорт домовладения и который подлежит учету в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется органом кадастрового учета.
В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
Положениями статей 13, 17, 18, 20, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают такие обстоятельства и в отношении которых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится правовая экспертиза на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документа, подтверждающего факт его создания в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство. Соответственно, в иных, не указанных в ГрК РФ, случаях выдача такого документа требуется.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. При этом строительство объектов индивидуального жилищного строительства согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ к таким исключениям не относится.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ГрК РФ в том числе для отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства), экспертиза проектной документации не проводится. Однако положения, предусматривающие, что для строительства таких жилых домов подготовка проектной документации осуществляться не должна, в ГрК РФ отсутствуют.
Таким образом, строительство индивидуального жилого дома должно осуществляться с соблюдением порядка, установленного ГрК РФ (в том числе при наличии проектной документации и разрешения на строительство).
Следовательно, объектом права собственности может быть такое недвижимое имущество, которое создано на отведенном для этих целей земельном участке, индивидуализировано и введено в гражданский оборот именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в том числе с соблюдением разрешительного порядка создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, предусмотренного специальным законодательством, в том числе градостроительных норм и правил.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Особенности и основания государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, установлены пунктами 1 и 4 статьи 25.3 Закона о регистрации.
Так как до 01 марта 2018 разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, право аренды заявителя на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, и представления правоустанавливающего документа на земельный участок не требовалось, то применительно к обстоятельствам настоящего дела для государственной регистрации права собственности Гавриша Б.А. на жилой дом в случае его обращения до 1 марта 2018 года достаточно представления в Управление Росреестра соответствующего заявления о государственной регистрации права, но только в отношении здания, сооружения, поставленного на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимости.
Как было указано выше, статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства объекта индивидуального жилищного строительства необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ), которое до 1 марта 2018 года при регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом не требуется (п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации).
Таким образом, объект индивидуального жилищного строительства создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, при необходимости сдача в эксплуатацию).
Сведений о строительстве Гавришем Б.А. спорного дома именно как объекта недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в том числе с соблюдением разрешительного порядка создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, предусмотренного специальным законодательством, в деле не имеется, на такие доказательства истец не ссылался.
Доводы истца об обязанности Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Гавриша Б.А. в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, без осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании представленного пакета документов являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, так как государственный кадастровый учет зданий и государственная регистрация права собственности на здание - это две различных самостоятельных процедуры, не подменяющих и не исключающих друг друга, применяющихся взаимосвязано.
В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана здания, сооружения.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Закона о кадастре, пунктом 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403: сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания; если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке такой декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, однако градостроительное законодательство Российской Федерации не освобождает от необходимости получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план созданного объекта недвижимости может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, копии которой подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.
Согласно пункта 1.2. статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Указанный запрет является универсальным, распространяющимся как на общий, так и на упрощенный порядок регистрации, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев, к которым рассматриваемый спор не относится.
При этом отказ Гавришу Б.А. в государственной регистрации права собственности на жилой дом, не прошедший государственный кадастровый учет в качестве индивидуально-определенного объекта недвижимости и в силу этого не являющийся объектом гражданских прав, препятствует государственной регистрации Управлением Росреестра права собственности на него, а отказ в государственной регистрации по этим мотивам не является истребованием у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности.
Так как оспариваемое решение принято Управлением Росреестра по Магаданской области в пределах предоставленных ему полномочий, порядок и сроки принятия оспариваемого решения соблюдены, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а именно Закону о регистрации и Закону о кадастре, права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым решением не нарушены, то оснований для удовлетворении требований Гавриша Б.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным решения от 25 сентября 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" не имеется.
Гавришем Б.А. также заявлены самостоятельные требования о возложении на Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Гавриша Б.А. на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 4 статья 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрена обязанность суда прекратить производство по делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, когда административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Поскольку указанные выше требования Гавриша Б.А. по существу являются спором о наличии у ответчика обязанности зарегистрировать право собственности Гавриша Б.А. на индивидуальный жилой дом и выдать ему свидетельство о государственной регистрации права собственности, то данные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, так как такие требования рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В связи с изложенным решение Магаданского городского суда от 22 января 2016 года подлежит отмене с принятием по данному делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Гавриша Б.А. к Управлению Росреестра о признании незаконным решения от 25 сентября 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", и прекращении производства по делу в части требований истца о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Гавриша Б.А. на индивидуальный жилой дом и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Руководствуясь п. 2 и п. 4 ст. 309, п. 4 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу удовлетворить.
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 января 2016 года отменить и принять по данному административному делу новое решение, которым
В удовлетворении требований Гавриша Б.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным решения от 25 сентября 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", отказать.
Производство по делу в части требований Гавриша Б.А. о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Гавриша Б.А. на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.В. Бобылев
Судьи А.А. Кречетов
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.