Заместитель председателя Владимирского областного суда Шишкин С.К., рассмотрев жалобу директора муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" Лужновой М.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 февраля 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Октябрьского района
г. Владимира от 27 ноября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 февраля 2016 года, муниципальное казенное предприятие города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее МКП г. Владимира "ЖКХ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию с применением части 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса в виде административного штрафа в размере **** рублей.
В поданной во Владимирский областной суд жалобе директор МКП г. Владимира "ЖКХ" Лужнова М.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на недоказанность факта совершения административного правонарушения и отсутствие вины МКП г. Владимира "ЖКХ" в несоблюдении правил содержания и ремонта жилого дома. Указывает, что у МКП г. Владимира "ЖКХ" не имелось реальной возможности для соблюдения данных правил, поскольку дом фактически передан в управление в июле 2015 года и перешел в жилищный фонд МКП г. Владимира "ЖКХ" со всеми имеющимися недостатками. В сложившейся ситуации управляющая компания принимает все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства, отмеченные в акте недостатки устраняются с учетом поступления денежных средств от собственников. В настоящее время предписание жилищной инспекции исполнено.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены принятых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данное требование закона при рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда выполнено не в достаточной степени.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /далее КоАП РФ/ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям, в частности относятся:
- соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, МКП г. Владимира "ЖКХ" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании выданной государственной жилищной инспекцией лицензии **** /л.д. 12/.
12 мая 2015 года собственниками помещений многоквартирного дома **** выбран способ управления - управляющая организация МКП г. Владимира "ЖКХ" /протокол общего собрания л.д. 53/.
**** между собственниками помещений данного дома и управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом.
На основании приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции N ****, в связи с обращением жителя многоквартирного дома N ****, поступившим в адрес жилищной инспекции 4 августа 2015 года, в отношении МКП г. Владимира "ЖКХ" была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.
4 сентября 2015 года по результатам проведенной проверки в отношении МКП г. Владимира "ЖКХ" составлен акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения и выдано предписание, обязывающее управляющую компанию:
- обеспечить исправное техническое состояние продухов в подвальном помещении дома, а также организовать его регулярное проветривание в срок до 15 октября 2015 года;
- обеспечить исправное техническое состояние системы канализации в подвальном помещении дома в срок до 15 ноября 2015 года;
- обеспечить технически исправное состояние цокольной части и отмостки дома (правая сторона от входа в подъезд и около квартиры N ****) в срок до 15 ноября 2015 года;
- провести обследование специализированной организацией системы вентиляции в квартире N **** указанного дома, в случае выявления нарушений обеспечить ее исправное техническое состояние в срок до 15 октября 2015 года.2 октября 2015 года в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано на наличие признаков объективной стороны правонарушения, выразившемся в бездействии управляющей компании по надлежащему содержанию многоквартирного дома.
Оценив представленные доказательства, судебные инстанции согласились с выводами жилищной инспекции о нарушении МКП г. Владимира "ЖКХ" лицензионных требований, выявленных в ходе проверки и наличии его вины в данном правонарушении.
Между тем с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МКП г. Владимира "ЖКХ" фактически осуществляет управление многоквартирным домом N **** с июля 2015 года. На момент принятия дома в управление МКП г. Владимира "ЖКХ" многоквартирный дом имел перечисленные в предписании, а также иные недостатки (фасада, отмостки, кровли, системы водоотведения, электроснабжения), требующие капитального ремонта, что подтверждается актом обследования технического состояния жилого дома N **** от 14 июля 2015 года /л.д. 52/.
В материалах дела также имеются сведения о том, что МКП г. Владимира "ЖКХ" принимались необходимые меры к устранению отмеченных в предписании нарушений.
В письме МКП г. Владимира "ЖКХ" от 15 октября 2015 года на имя начальника государственной жилищной инспекции, сообщается, что во исполнение выданного предписания специализированной подрядной организацией П. проведено обследование и работы по восстановлению работоспособности вентиляционной системы квартиры N **** многоквартирного дома N ****.
Пункт N4 предписания следует считать исполненным. Для обеспечения исправного технического состояния продухов подвального помещения указанного многоквартирного дома необходимо изготовить и установить 15 металлических загородительных решеток с системой закрывания на зимний период. На указанный момент изготовлено и установлено 8 таких решеток. Содержится просьба продлить срок исполнения пункта N1 предписания до 15 ноября 2015 года.
Выполнение вышеуказанных мероприятий подтверждается соответствующими актами обследования и выполненных работ П. от **** /л.д. 47-48/.
В письме от 6 ноября 2015 года МКП г. Владимира "ЖКХ" сообщается о выполнении пункта N1. Также указывается, что для обеспечения исправного состояния отмостки и цокольной части фасада, согласно пункту N3 предписания, проведены работы по ремонту отмостки по периметру многоквартирного дома, частично выполнен ремонт штукатурного слоя цоколя.
Для обеспечения исправного технического состояния системы водоотведения в подвальном помещении указанного дома требуется замена участка длиной 80-90 метров. В связи с большим объемом необходимых работ, выполнить пункт 2 предписания в указанные сроки не представляется возможным. В связи с чем имеется необходимость продлить срок исполнения пунктов N2 и N3 предписания до 25 декабря 2015 года.
Не смотря на то, что указанный в предписании срок для устранения недостатков (до 15 ноября 2015 года) не истек, 2 октября 2015 года в отношении МКП г. Владимира "ЖКХ" был составлен протокол о привлечении управляющей компании к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Данные обстоятельства в постановлении и решении какой-либо оценки не получили, однако они не могут свидетельствовать о противоправном бездействии МКП г. Владимира "ЖКХ" и непринятии мер по надлежащему содержанию многоквартирного дома.
Из акта проверки государственной жилищной инспекции **** следует, что указанные в акте проверки от 4 сентября 2015 года нарушения МКП г. Владимира "ЖКХ" устранены, предписание следует считать выполненным и снятым с контроля /л.д. 82-83/.
Таким образом, учитывая непродолжительный срок управления МКП г. Владимира "ЖКХ" многоквартирным домом, принятие необходимых мер по исполнению предписания, выводы судебных инстанций о бездействии управляющей компании по устранению выявленных нарушений и наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не соответствуют материалам дела.
Вышеизложенное приводит к выводу об отсутствии в действиях МКП г. Владимира "ЖКХ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N6 Октябрьского района г. Владимира от 27 ноября 2015 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 февраля 2016 года, вынесенные в отношении МКП г. Владимира "ЖКХ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях МКП г. Владимира "ЖКХ" состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу директора муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" Лужновой М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N6 Октябрьского района города Владимира от 27 ноября 2015 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 11 февраля 2016 года, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя суда С.К. Шишкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.