Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Андрейченко А.А., Володиной Л.В.,
при секретаре - Кондратовой Е.В.,
с участием: истца - ФИО4,
представителя истца - ФИО5,
представителя ответчика - ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату г. Севастополя о признании неправомерными действий должностных лиц
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
установила:
в ноябре 2015 г. ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконными действий должностных лиц Военного комиссариата г. Севастополя, которые выразились в отказе назначить пенсию за выслугу лет и выдать удостоверение "Ветерана боевых действий", и об обязании ответчика назначить указанную пенсию и выплатить ее с 1 апреля 2014 г.
В обоснование исковых требований истец указал, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих и иных лиц" (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ) у него возникло ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии, однако ему было отказано в нарушение положений статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации и за ними сохраняются права, приобретенные при Украине.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец подал апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об удовлетворении иска, указывая, что реализацию его права на пенсию за выслугу лет суд должен был рассматривать по состоянию на 21 марта 2014 г., поскольку в переходный период пенсии назначались в соответствии с законодательством Украины.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 1 июля 1977 г. по 15 февраля 1993 г. ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР, общий трудовой стаж истца составляет более 25 лет, из которых 15 лет 7 месяцев 14 дней - стаж военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг 45 - летнего возраста.
В указанный период условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Украины из числа лиц, пребывавших на военной службе определялись Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" N2262-XII от 9.04.1992.
В соответствии с пунктом "б" статьи 12 указанного Закона Украины (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия за выслугу лет назначается, в частности лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам в случае достижения ими на день увольнения со службы 45 - летнего возраста, при наличии у них страхового стажа 25 лет и больше, из которого не менее чем 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел и т.д.
Согласно пояснениям истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона Украины" N2262-XII от 9.04.1992 (в редакции от 7 июля 2002 г.) в Военный комиссариат г. Севастополя он обращался в 2007 г., но ему было незаконно отказано, решение об отказе не обжаловал, повторно обратился с заявлением о назначении пенсии в сентябре 2015 г. к ответчику.
Согласно ответу Военного комиссариата г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ назначение пенсии за выслугу лет согласно Закону Украины является невозможным, так как в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 г. на территориях Республики Крым и города Севастополя действует законодательство Российской Федерации. Сохранение права на пенсию с 1 января 2015 г. истец не имеет, так как пенсия за выслугу лет до вышеуказанного периода по Закону Украины истцу не назначалась и не выплачивалась (л. д. 14).
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не является военным пенсионером, пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Украины ему не назначалась, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными, основанными на законе.
В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя подлежит применению с 1 января 2015 г.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208 - ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон от 21.07.2014 N 208 - ФЗ) также установлено, что с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 2 Закона от 21.07.2014 N 208 - ФЗ определено, что при назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 398 - ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
- являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 г. получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г., и членов их семей;
- проходивших по состоянию на 18 марта 2014 г. военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Из анализа приведенных норм права следует, что истец в г. Севастополе имел право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пенсионным законодательством Украины до окончания переходного периода 31 декабря 2014 г., поскольку с 1 января 2015 г. пенсии назначаются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем с таким заявлением истец обратился лишь в сентябре 2015 г., в связи с чем требования к ответчику - государственному органу Российской Федерации - о назначении пенсии в соответствии с законодательством Украины не основано на законе.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции вследствие субъективной оценки установленных обстоятельств, основанном на неверном толковании норм материального права Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ж.В. Григорова
ФИО8 Андрейченко
Л.В. Володина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.