Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего - судьи Григоровой Ж.В.,
судей - Жиляевой О.И., Усинова О.И.,
при участии секретаря - Кондратовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панкратовой Н.Л., Асратьяна В.В., Трусовой О.В., Надводнюк В.М., Квасовой З.С., Котлярова А.П., Мосюндзь Е.С., Мосюндзь А.В., Лозы Е.В., Андриевского В.Б. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 января 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Панкратовой Н.Л., Асратьяну В.В. , Трусовой О.В., Надводнюк В.М., Квасововй З.С., Котлярову А.П. , Мосюндзь Е.С., Мосюндзь А.В., Лозе Е.В., Агдриевскому В.Б. о признании отсутствующим право собственности на земельные участки - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности:
- Панкратовой Н.Л. на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
- Асратьяна В.В. на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
- Трусовой О.В. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
- Надводнюк В.М. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
- Квасовой З.С. земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
- Катлярова А.П. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе, "адрес", кадастровый N;
- Мосюндзь Е.С. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
Мосюндзь А.В. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
Лозы Е.В. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N;
Андриевского В.Б. на земельный участок площадью 0.1 га, расположенный в городе Севастополе по "адрес", кадастровый N.
С ответчиков также взыскана сумма подлежащей уплате государственной пошлины в пользу бюджета Балаклавского муниципального района "адрес" в размере по 300 рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения Надводнюк В.М., ее представителя и представителя Панкратовой Н.Л., Асратьяна В.В., Трусовой О.В., Квасовой З.С., Котлярова А.П., Мосюндзь Е.С., Мосюндзь А.В., Лозы Е.В., Андриевского В.Б., - Ращевского Г.Т. (по доверенностям), представителей ОК ДСК "Дружба-9" - Крысиной Л.В., Сизонова А.П. (по доверенностям), подержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения прокурора Берловой Е.В., представителя Государственного казённого учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество" - Лавренова Г.М., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя в интересах города федерального значения Севастополя в лице Правительства города Севастополя, Департамента по имущественным и земельными отношениям города Севастополя, Управления лесного и охотничьего хозяйства, Государственного казённого учреждения Севастополя "Севастопольского лесничества" обратился в суд с исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, в которых просил признать недействительным кадастровый учет земельных участков, возложив обязанности на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя снять земельные участки с кадастрового учета, аннулировав соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости; истребовать земельные участки в государственную собственность из чужого незаконного владения ответчиков и признать отсутствующим право собственности ответчиков на указанные земельные участки.
Исковые требования мотивированы тем, что за ответчиками на основании подложного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Дружба-9" органами юстиции Украины в апреле 2014 года осуществлена государственная регистрация права собственности на расположенные на территории субъекта Российской Федерации означенные земельные участки, и впоследствии был осуществлен их государственный кадастровый учёт, вследствие чего ответчики не признают право государственной собственности города Севастополя на принадлежащее этому субъекту федерации имущество.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Панкратова Н.Л., Асратьян В.В., Трусова О.В., Надводнюк В.М., Квасова З.С., Котлярова А.П., Мосюндзь Е.С., Мосюндзь А.В., Лоза Е.В., Андриевский В.Б. просят решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указали, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, нарушил нормы материального и процессуального права, что в совокупности своей повлияло на правильность разрешения данного спора.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства законности приобретения ответчиками земельных участков отсутствуют, в связи с чем заявленные требования иска являются обоснованными.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в виду следующего.
Согласно ст. 19 Конституции Украины (в редакции, действовавшей на момент издания Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из "земель" государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно ст. 118 ЗК Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Из ст. 9 ЗК Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также, из п. 12 Переходных положений ЗК Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р), следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника, на момент издания Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р являлся Севастопольский городской Совет.
В соответствии со ст. 19 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-III "О планировании и застройке территории" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Статьями 38, 39 ЗК Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
В соответствии со ст. 17 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а следовательно предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом.
Согласно п. 7 ст. 118 ЗК Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Статьей 83 ЗК Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).
В соответствии с п. 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства. В соответствии с Распоряжением кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона N-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и "адрес" значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением следователя по особо важным делам следственного отдела по "адрес" следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ по факту подделки, изготовления и использования Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Дружба-9" в собственность земельных участков в районе урочища Аязьма по "адрес" возбуждено уголовное дело по ч.ч.1 и 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании указанного распоряжения Регистрационными службами районных управлений юстиции в "адрес" ответчикам выданы Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, которыми в соответствии с положениями гражданского и земельного законодательства государства Украины удостоверено возникновение права собственности на земельные участки, оспариваемое согласно заявленных прокурором исковых требований; на основании указанных свидетельств осуществлена государственная регистрация права собственности внесением соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество Украины.
В тоже время, из вышеприведенного постановления о возбуждении уголовного дела, исследованных судом материалов гражданского дела, содержащих копии распоряжений иного содержания, но с аналогичными реквизитами, представленных архивных сведений усматривается, что распоряжение о передаче спорных земельных участков в собственность ответчиков уполномоченным органом не принималось, доказательств обращения ответчиков с личными заявлениями в органы власти в соответствии с требованиями статьи 118 ЗК Украины, о предоставлении им в собственность спорных земельных участков, не представлено.
В частности проведенной прокуратурой "адрес" проверкой установлено, что распоряжение о передаче в собственность гражданам-членам ОК "ДСК "Дружба-9" земельных участков по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, а распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ в действительности касается проведения служебного расследования в отношении Малышева А.В.
При этом, подлинное распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р изготовлено на бланке N, а на бланке N издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об утверждении проекта землеустройства и предоставлении в собственность гражданке Бондарь Л.А. земельного участка по "адрес", N для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)".
Кроме того, согласно информации, представленной Правительством Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, а также государственным коммунальным учреждением "Архив "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, обращения о передаче в собственность указанных земельных участков в СГГА от членов ОК "ДСК "Дружба-9" не поступали.
Представленным письменным доказательствам суд первой инстанции дал оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, что отражено в решении.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что свидетельство о праве собственности ответчиков на земельные участки выдано в нарушение установленного порядка, а именно без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельных участков, а также с нарушением требований градостроительной документации и, таким образом, об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорные земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием получения и регистрации права собственности на земельный участок ответчика является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации, выводов суда не опровергают, указанные доводы приняты судом при постановлении решения. Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела копии распоряжений иного содержания, но с аналогичными реквизитами, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта невынесения в установленном порядке распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О передаче гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Дружба-9" в собственность земельных участков в районе урочища Аязьма по "адрес"".
Таким образом, учитывая фактическое отсутствие указанного распоряжения, суд, исходя из смысла ст. 12 ГК РФ, имел полное право не принимать его во внимание, независимо от того, признавалось ли оно в установленном законом порядке недействительным или нет.
Частью 2 статьи 20 ЗК Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и ч. 4 ст. 20 ЗК Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судебная коллегия также отмечает, что в ходе проведения проверки органами прокуратуры установлено, что переданные в собственность ответчикам земельные участки, согласно планово-картографических материалов лесоустройства 2012 года относятся к землям лесного фонда и располагаются в границах кварталов: 1,5, 6, 14-18, 37-41, 54-56, 66-84 Чернореченского лесничества.
Согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ государственному предприятию "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" передан в постоянное пользование земельный участок площадью 9174, 2631 га в пределах Чернореченского лесничества для ведения лесного хозяйства.
В настоящее время на основании постановления Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N указанные участки закреплены за ГКУ "Севастопольское лесничество".
При таких обстоятельства, учитывая, что спорные земельные участки, в соответствии с планово-картографическими материалами лесоустройства отнесены к земельным участкам лесного фонда находящимся в постоянном пользовании Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", которое при выделении земельных участков ответчикам разрешение на изъятие земельных участков и изменение их целевого назначения не давало, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены ответчикам в собственность в нарушение требований ст. ст. 116, 118, 149 ЗК Украины, Распоряжения КМУ от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
Представленные ответчиками судебные акты не могут быть приняты во внимание, поскольку в них не дана оценка законности вынесения распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О передаче гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Дружба-9" в собственность земельных участков в районе урочища Аязьма по "адрес"" на предмет отнесения выделяемых земельных участков к землям лесного фонда.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основаниями для отмены решения суда. Поэтому решение районного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 11 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панкратовой Н.Л., Асратьяна В.В., Трусовой О.В., Надводнюк В.М., Квасовой З.С., Котлярова А.П., Мосюндзь Е.С., Мосюндзь А.В., Лозы Е.В., Андриевского В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: О.И. Жиляева
О.И. Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.