Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.,
при секретаре: Белановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Баженова Е.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений города Севастополя о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка,
по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Бабича В.В., пояснения представителя административного истца - ФИО6, представителя Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя - ФИО7,
установила:
Баженова Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.09.2015 г. в передаче ей в собственность земельного участка площадью 0,0221 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передать ей бесплатно в собственность указанный земельный участок на основании заявления от 10.09.2015 г. и приложенных к нему документов.
В обоснование заявления указала, что 10.09.2015 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений г.Севастополя с заявлением о передаче в собственность земельного участка площадью, "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), предоставив все необходимые документы, предусмотренные постановлением Правительства от 30.09.2014 г. N332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству". 28.09.2015 г. письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя истцу было отказано в передаче земельного участка. Истец указывает на то, что отказ ответчика от 28.09.2015 г. в передаче ей в собственность земельного участка по мотивам необходимости получения ею предварительного согласования предоставления земельного участка противоречит положениям статей 12, 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В суде первой инстанции представитель истца настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что получение предварительного согласования расположения земельного участка является обязательной процедурой.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2015 года заявление Баженовой Е.Н. удовлетворено частично. Признано незаконным требование Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.09.2015 г. "данные изъяты" о необходимости предоставления Баженовой Е.Н. предварительного согласования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 0,0221 га. Обязано Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление Баженовой Е.Н. о передаче ей бесплатно в собственность земельного участка расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" на основании ее заявления от 10.09.2015 г. и приложениями к нему. Разрешен вопрос о судебных расходах.
Не согласившись с указанным решением суда Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении искового заявления отказать. Ответчик указывает на то, что особенности регулирования земельных и иных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории г.Севастополя установлены в Законе города Севастополя от 25.07.2015 г. N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г.Севастополя. Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2015 г. N332 утвержден Порядок предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству. Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ссылается на то, что при рассмотрении заявления истца от 10.09.2015 г. было установлено, что в прилагаемых к заявлению документах отсутствует Схема размещения земельного участка на кадастровом плане (карте) территорий, а также межевого плана, разработанного в установленном порядке. В графе 14 кадастрового плана указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, кадастровый план не соответствует требованиям действующего законодательства, что послужило в соответствии с п.2.4 Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству основанием для возвращения заявителю заявления. В связи с отсутствием Схемы размещения земельного участка на кадастровом плане (карте) территорий и межевого плана Баженовой Е.Н. было разъяснено о необходимости обратится в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором необходимо указать информацию о площади, месте расположения, виде разрешенного использования земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Так же ссылается на то, что возврат заявления не препятствует повторному обращению заинтересованного лица после устранения допущенных недостатков.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения.
Баженова Е.Н. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
В судебном заседании представители административного ответчика и административного истца настаивали соответственно на доводах жалобы и возражений на жалобу.
Проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что 10.09.2015 г. Баженова Е.Н. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя с заявлением о передаче ей бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,0221 га, расположенного по адресу: "адрес" указанному заявлению истец приложила решение Севастопольского городского Совета N1280 от 19.07.2011 г. "О даче согласия гражданке Баженовой Е.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по "адрес", кадастровый паспорт земельного участка и другие документы.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.09.2015 г. N Баженовой Е.Н. было указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка ей необходимо обратиться в адрес Департамента с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором необходимо указать информацию о площади, месте расположения, виде разрешенного использования земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2014 г. N762.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из незаконности указанного письма о необходимости обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе имущественных и земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности регулирования на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Статьей 12 указанного Закона города Севастополя предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (ч.1).
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; за плату - в собственность юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; в аренду - лицам, указанным в пункте 2 настоящей части, если данные лица отказались от покупки земельного участка (ч.2).
Размер выкупной цены земельных участков и арендной платы за земельные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Севастополя (ч.3).
Проведение кадастровых работ, осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в соответствии с настоящей статьей (ч.4).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя (ч.5).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства) (ч.6).
Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года (ч.7).
Поскольку Баженова Е.Н. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном приведенной нормой, при этом предоставила соответствующее решение Севастопольского городского Совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятое до 21 марта 2014 года, требование административного ответчика о подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушает права истца на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность в избранном ей порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приложенный к заявлению кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 91:03:002003:420 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации по существу являются правильными.
Об этом прямо указано в особых отметках кадастрового паспорта земельного участка, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Такие характеристики, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, установлены ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" как состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. К их числу отнесено в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
При этом, как указано выше, проведение кадастровых работ, осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС.
Между тем Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в рассмотрении заявления административного истца о предоставлении земельного участка в собственность по другим основаниям в связи с незаконным требованием подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Соответственно приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, существенного значения для правильного разрешения дела не имеют.
Учитывая изложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.