судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
представителя истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сергиенко М.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, с апелляционной жалобой Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2015 года иск Сергиенко М.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, - удовлетворен.
Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 июля 2015 года N об отказе Сергиенко М.Н. в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
На данное решение представителем ответчика подана апелляционная жалоба, которая обоснована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апеллянт явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что не препятствует рассмотрению дела.
Представитель истца просила апелляционную жалобу отклонить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований, ответчик же правомерность своего решения не доказал.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Апелляционным рассмотрением установлено, что решением Массандровского поселкового Совета Ялты Автономной Республики Крым от 24 октября 2006 г. N (пункт 1.71) Сергиенко М.Н. было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес", из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового Совета.
Решением того же Массандровского поселкового Совета от 26 марта 2013 г. N (пункт 1.5 и пункт 2) было рассмотрено ходатайство (заявление) Сергиенко М.Н. о передаче в собственность земельного участка площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес". Принятие окончательного решения по ходатайству приостановлено до разработки и утверждения в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины генеральных планов, планов зонирования, детальных планов территории населённых пунктов Массандровского поселкового Совета пгт. Массандра, пгт. Отрадное, пгт. Никита, пгт. Советское, пгт. Восход.
С данными решениями и межевым планом истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка по вышеуказанному адресу.
Решением ответчика от 14 апреля 2015 г. регистрационные действия были приостановлены в связи с тем, что представленные документы не соответствуют закону о кадастре, рекомендовано представить межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а также, как следует из решения ответчика, не представлено действующее решение полномочного органа, устанавливающее право заявителя на объект недвижимости.
Данное решение истцом не обжаловалось, исполнялось в виде предоставления межевого плана, по мнению истца, соответствующего требованиям, предъявляемым к межевым планам.
Ответчиком, со ссылкой на пункт 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принято решение N об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Постановка на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляется, если иное не установлено Законом N221-ФЗ, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (пункт 2 статьи 16 Закона N221-ФЗ).
Статьей 22 Закона N221-ФЗ предусмотрены необходимые для кадастрового учета документы, которые предоставляются заявителем вместе с заявлением о проведении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, в частности межевой план, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
Согласно пункту 12 статьи 38 Закона N221-ФЗ, форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона N221-ФЗ, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о ведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 ст. 25 Закона N221-ФЗ).
До 21 марта 2014 г. специальным законом, регулирующим отношения в сфере приобретения прав на земельные участки, выступал Земельный кодекс Украины, статья 123 которого предусматривала следующий порядок предоставления земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности.
Предоставление земельного участка осуществлялось на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре, разработанного и утвержденного на основании разрешения, предоставленного органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Лицо, заинтересованное в получении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, обращалось с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с полномочиями, передавали в собственность или пользование такие земельные участки.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пределах своих полномочий в месячный срок рассматривал ходатайство и давал разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка или мотивированно отказывал в его предоставлении.
И только после утверждения разработанного проекта землеустройства соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на заседании сессии коллегиального органа, полномочного распоряжаться соответствующими землями, решался вопрос о передаче в собственность сформированного земельного участка, относительно которого дано согласие на разработку проекта землеустройства.
Согласно пункту 3 раздела 2 Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству" от 16.09.2008 N509-У1, вступившего в силу 14.10.2008, принятые и не исполненные до вступления в силу указанного закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставления разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу названного закона.
Следовательно, решение Массандровского поселкового Совета Ялты Автономной Республики Крым от 24 октября 2006 г. N, которым Сергиенко М.Н. было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: пгт. Никита, "адрес", из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового Совета действовало до 14.10.2010 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313 утвержден порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N313), согласно которому завершение оформления, начатого до вступления в силу Закона N6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014.
Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующего органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 по 21.03.2014. Не исполненные решения, принятые до 14.10.2008, утратили действие 14.10.2010, в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, в том числе и решение Массандровского поселкового Совета Ялты Автономной Республики Крым от 24 октября 2006 г. N. Иное решение Массандровским поселковым Советом Ялты Автономной Республики Крым касательно указанного земельного участка о даче разрешения на разработку проекта отвода или передачу в собственность в период до 21 марта 2014 не принималось.
В межевом плане земельного участка, представленного истцом вместе с заявлением отсутствуют сведения, установленные положениями статьи 38 Закона N221-ФЗ и Приказа N412.
Учитывая те обстоятельства, что истцом не обжаловалось решение о приостановлении регистрационных действий, основания, по которым приостанавливались регистрационные действия заявителем не устранены, следовательно, решение об отказе в осуществлении регистрационных действий принято ответчиком обоснованно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял ошибочное решение об удовлетворении иска, которое не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сергиенко М.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.