судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Анисовец С.М. к Управлению земельного контроля города Севастополя об оспаривании предписания об устранении земельного правонарушения Управления земельного контроля города Севастополя N от 25 августа 2015 года, с апелляционной жалобой Управления земельного контроля города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
25.11.2015 года Анисовец С.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском мотивируя требования следующим.
Предписанием об устранении земельного правонарушения, вынесенным Управлением земельного контроля города Севастополя N от 25 августа 2015 г., Анисовец С.М. предписано в срок до 26 октября 2015 года прекратить использование земельных участков по адресу: "адрес" не по целевому назначению. Освободить указанные земельные участки от самовольных построек в добровольном порядке.
Истец полагает, что оспариваемым предписанием нарушается ее права как собственника земельных участков и жилых строений, поскольку нецелевое использование участков как и самовольные постройки отсутствуют, а потому предписание не может считаться законным.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 сентября 2015 года иск удовлетворен.
Признано незаконным и отменено предписание об устранении земельного правонарушения Управления земельного контроля города Севастополя N от 25 августа 2015 года.
На данное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, которая
мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель апеллянта апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Представитель истца просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Анисовец С.М. является собственницей земельных участков: земельный участок по улице "адрес" площадью 0,0847 га в г. Севастополе на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ N от 21.04.2003 года, земельный участок "адрес" в г. Севастополе площадью 0,1319 га на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ N от 10.01.2005 г.
На указанных земельных участках расположены жилые дома.
Строительство жилого дома "адрес" осуществлено на основании проекта шифр N-АР (2003 г.). Проект на строительство был согласован: Управлением Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) 23.03.2004 г., Управлением пожарной безопасности (Экспертное заключение N от 19.11.2003 года, строительство осуществлено по разрешению на строительные работы ГАСК г. Севастополя (2003 г.).
Согласно Акту технического заключения архитектурно-строительной инспекции N от 25.06.2007 года построенный жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, соответствует строительным нормам и правилам и подготовлен для предъявления госприемочной комиссии.
Жилой дом "адрес" сдан (принят) в эксплуатацию, что подтверждается утвержденным Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией N от 29.06.2004 г., Актом государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 24.06.2004 года и от 02.03.2006 года.
Право собственности Анисовец С.М. на жилой дом подтверждается Свидетельством о праве собственности на жилой дом от 07.07.2004 г. и зарегистрировано в ГКП БТИ и ГРОНИ г.Севастополя в книге 1084 чс. на стр. N и кадастровым паспортом РФ.
Состав площадей жилого дома состоит из помещений (не являющиеся квартирами), что подтверждено Техническим паспортом на жилой дом индивидуального жилого дома (Инвентарный N).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет - Кадастровый паспорт земельного участка от 19.02.15 N.
Жилой дом поставлен на кадастровый учет - Кадастровый паспорт от 15.09.15 N.
Строительство жилого дома "адрес" осуществлено по проекту шифр N-АР, ТХ (2003г).
Проект на строительство согласован: Управлением ГАСК 23.03.2004г., Управлением МЧС Украины в г.Севастополе (Экспертное заключение ~ N от 23.12.05); на проведение строительных работ выдано разрешение на строительные работы ГАСК г.Севастополя от 11.11.04 N.
Согласно Техническому заключению архитектурно-строительной инспекции N от 08.02.06 и Акту технического заключения архитектурно-строительной инспекции N от 25.06.07 построенный жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, соответствует строительным нормам и правилам и подготовлен для предъявления госприемочной комиссии.
Жилой дом сдан (принят) в эксплуатацию, что подтверждается утвержденным Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией N от 13.03.2006г., Актом государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 02.03.2006г.
Другие строения и постройки сданы в эксплуатацию согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в Инспекции ГАСК в г.Севастополе за N.
Право собственности на жилой дом удостоверено согласно Свидетельства о праве собственности на жилой дом от 28.03.2006г. и зарегистрировано в ГКП БТИ и ГРОНИ в книге 111чс на стр.51 под N; согласно Приказа Фонда коммунального имущества от 17.07.12 N и оформленных на основании Приказа Свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество от 17.07.12 (2 свидетельства) и от 02.10.2012, зарегистрированные ГКП БТИ и ГРОНИ г.Севастополя.
На момент принятия в эксплуатацию состав площадей жилого дома состоит из помещений (не являющиеся квартирами), что подтверждается Техническим паспортом на жилой дом индивидуального жилого дома (Инвентарный N).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет - Кадастровый паспорт земельного участка от 24.12.14 N; жилой дом с постройками поставлен на кадастровый учет - Кадастровые паспорта от 27.12, 29.12., 30.12.14. N.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что проверка соблюдения требований земельного законодательства Анисовец С.М. проведена без установления всех обстоятельств и исследования документов, имеющих связанных со строительством и вводом в эксплуатацию зданий, а оспариваемое предписание вынесено безосновательно и бездоказательно.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления земельного контроля г.Севастополя от 28.07.2015 г. N, 29.07.2015 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Анисовец С.М. о чем составлен акт проверки от 31.07.2015 г., согласно которому, в действиях Анисовец С.М. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8. КоАП РФ - использование земельных участков не по целевому назначению, выраженные в создании многоквартирного жилого дома на земельном участке, имеющем целевое назначение - приусадебный участок.
25 августа 2015 года главным специалистом отдела проверок Управления земельного контроля г.Севастополя внесено предписание, которым обязано Анисовец С.М. прекратить использование земельных участков "адрес" и N в г.Севастополе не по целевому назначению и освободить указанные участки от самовольных построек в срок до 26 октября 2015 г.
В соответствии с п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Оспариваемое предписание таким требованиям не соответствует.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (одобренного Государственной Думой 20 марта 2014 года, одобренного Советом Федерации 21 марта 2014 года (далее - ФКЗ N6) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из содержания указанной нормы закона следует, что если соответствующее право, в том числе право застройки земельного участка, соответствие жилого дома градостроительным нормам надлежащим образом подтверждено (в т.ч. документами Украины), то такие документы имеют абсолютную доказательственную силу.
Согласно Порядку принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.09.2004 N 1243 и от 05.08. 1992г. N449 (действующему на момент сдачи объектов в эксплуатацию), принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов заключается в подтверждении государственными приемными комиссиями готовности к эксплуатации объектов нового строительства, реконструкции зданий и сооружений как жилищно-общественного, так и производственного назначения, инженерных сетей и сооружений (далее - законченные строительством объекты), их инженерно- технического оснащения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документации, нормативных требований, исходных данных на проектирование.
Согласно статье 55 Градостроительного Кодекса (ГрК) РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Судебной коллегией достоверно установлено, что истец осуществила строительство жилых домов на основании надлежащим образом разработанного и согласованного в установленном порядке проекта, разрешения на строительство и прочих документов, требуемых при строительстве (реконструкции); сдала оконченные строительством объекты (жилые дома с постройками) в эксплуатацию; получила на оконченные строительством объекты (жилые дома с постройками) свидетельства о праве собственности; поставила на кадастровый учет РФ объекты (жилые дома с постройками) и земельные участки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выдавая соответствующие документы, государство признало правомерность строительства, возникновение права собственности на построенные объекты недвижимости, законность использования земельных участков "адрес".
Как указывалось, истец является собственником двух земельных участков "адрес", что подтверждается государственными актами на право собственности на земельный участок, с целевым назначением земельных участков - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Земельные участки отведены Истцу на основании надлежащих документов, что подтверждается материалами дела.
Использование истцом земельных участков не по целевому назначению выразилось в том, что вместо индивидуального жилого дома, по мнению ответчика, возведен многоквартирный жилой дом/гостиница.
Вместе с тем, ни суду первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела ответчиком не было представлено доказательств тому, что жилые дома, находящиеся в собственности истца не являются индивидуальными, а признаки многоквартирности соответствуют требованиям ст.16 Жилищного кодекса РФ и ст. 289-290 ГК РФ.
Согласно правовой позиции, указанной в Определении Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 18-КГ15-65, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли, либо вопреки правилам градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
В правоустанавливающих документах истца относительно земельных участков указано на разрешенный вид использования земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома и построек.
Соответственно с момента получения участков в собственность, истец использовал (использует) земельные участки в пределах требований, установленных законодательством к использованию земель жилой и общественной застройки и исключительно по специальному целевому назначению - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Построенные на земельных участках объекты недвижимости (жилые дома) приняты в эксплуатации, т.е. именно те объекты, которые допускались по целевому назначению земли и ему соответствовали.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие постановку на кадастровый учет РФ жилых домов с постройками и земельных участков- кадастровые паспорта.
В документах кадастрового учета подтверждено, что на кадастровый учет поставлены: индивидуальные жилые дома; земельные участки с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома и построек.
В соответствии со ст. ст. 209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Следовательно, законодательство РФ допускает использование земельного участка и для эксплуатации жилого дома и для размещения в нем иных средств ведения незапрещенной предпринимательской деятельности (сдача в наем собственного недвижимого имущества) и указанное не является ни правонарушением, ни основанием для квалификации построек как самовольных, а исходя из положений частей 1 - 4 статьи 17 ЖК РФ, использование жилого помещения возможно как для проживания семьи собственника, так и иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (с видами разрешенного использования - для размещения жилых домов, для размещения мест предоставления временного проживания иных лиц). Положением п. 2 Приказа установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу. Согласно п. 3 Приказа он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 24.12.2014г.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие постановку на кадастровый учет РФ жилых домов с постройками и земельных участков- кадастровые паспорта.
В документах кадастрового учета подтверждено, что на кадастровый учет поставлены: индивидуальные жилые дома; земельные участки с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома и построек.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что планировка индивидуального жилого дома, его площадь, количество помещений в доме и их использование с целью получения дохода не свидетельствуют о нецелевом использовании земельного участка. А поименование помещений в доме как "квартира" не прекращает статус индивидуального жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, выводы суда не опровергают, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, так как является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельного контроля города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.