Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Переплесниной Е.М.
судей
Савина А.И., Гудковой Г.В.
при секретаре
Сосновской О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда РК от 13 января 2016 года по иску Минина Н. П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Пудожском районе о включении периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика Гаймановой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что в период с 29.10.1978 по 21.11.1980 он проходил военную службу в районах Крайнего Севера, а именно в воинской части, находящейся в ст. Пинозеро Кандалакшского района Мурманской области. По окончании военной службы с 04.01.1981 он трудоустроился в г.Пудоже, относящемуся к районам Крайнего Севера. Истец обращался в ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера. В перерасчете пенсии ему было отказано. Ссылаясь на положения ранее действовавшего законодательства, истец просил обязать ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 29.10.1978 по 21.11.1980, а также произвести перерасчет трудовой и страховой пенсии по старости с учетом указанного периода работы в районах Крайнего Севера с 13.07.2015, т.е. с момента назначения ему пенсии.
Суд иск удовлетворил. Обязал ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера истца период прохождения военной службы по призыву с 29.10.1978 по 21.11.1980 и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 13.07.2015 с учетом дополнительного учтенного периода работы в районах Крайнего Севера.
Взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе указывает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г.). Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Суд первой инстанции не принял во внимание довод ответчика о том, что из буквального толкования указанных выше норм, лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и только при назначении пенсий на льготных условиях рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности. Указывает, что судом необоснованно принята в качестве доказательства справка от 11.12.1980, выданная в/ч 25795, поскольку документ составлен по форме N 30, выдаваемой офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы. Судом не устанавливались обстоятельства внесения записи в трудовой книжке о периоде срочной службы, тогда как указанная запись внесена в период работы истца в Пудожском районном производственном объединении по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства (с 04.01.1981 по 01.10.1987). Кроме того, в период с 1967 г. по 1990 г. г. Кандалакша и территория, находящаяся в административном подчинении Кандалакшского городского совета, относились к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем у работодателя отсутствовали основания для внесения в трудовую книжку записи о прохождении службы на Крайнем Севере. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы жалобы.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-11 указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 14) разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде права на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
По делу установлено, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 14.05.2015. Решением ответчика истцу была назначена трудовая пенсия по старости с 13.06.2015. Стаж истца составил: страховой стаж - 37 лет 5 мес. 03 дн.; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 35 лет 01 мес. 04 дн. Период прохождения военной службы по призыву продолжительностью 2 года 0 мес. 27 дн. был включен в страховой стаж.
Согласно копии военного билета истец проходил действительную военную службу по призыву с 29.10.1978 по 21.11.1980 в в/ч ( ... ). Информации о месте прохождения военной службы военный билет не содержит, поскольку данная информация является закрытой.
Согласно справке в/ч ( ... ) от 11.12.1980 истец в период с 29.10.1978 по 21.11.1980 непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет право на получение льгот по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас.
По окончании военной службы истец с 04.01.1981 трудоустроился в г.Пудоже шофером Пудожского районного производственного объединения по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период прохождения им военной службы в районах Крайнего Севера. Также истец имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) в повышенном размере с учетом спорного периода службы в РКС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с 1967г. по 1990г. г. Кандалакша и территория, находящаяся в административном подчинении Кандалакшского городского совета, относились к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент возникновения у истца права на трудовую пенсию г. Кандалакша уже был включен в перечень районов Крайнего Севера (с 01.07.1990).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом не устанавливались обстоятельства внесения записи в трудовую книжку "служба в Армии с 29/Х-78г. по 21/XI-80 г.", подлежат отклонению, поскольку факт прохождения истцом срочной военной службы установлен на основании военного билета, копия которого имеется в пенсионном деле.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка, мотивы принятого решения подробно изложены в решении.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда РК от 13 января 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.