судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Веретенниковой М.В.,
судей Востриковой Г.Ф., Иванцовой Г.В.,
при секретаре Федосовой Е.В.,
с участием адвоката Третьякова С.Н.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Веретенниковой М.В. гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области к ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля" о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
по апелляционной жалобе ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля"
на решение Левобережного районного суда города Воронежа
от 3 февраля 2016 года
(судья районного суда Лозенкова А.В.)
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) в лице заместителя руководителя - Фуфаевой О.А. обратилось в суд с иском к ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля" (далее - ОАО "НИИАСПК") об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обосновать достаточность ширины санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: "адрес", провести лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и решение по установлению санитарно-защитной зоны предприятия, организовать проведение периодического медицинского осмотра, лабораторного контроля за неблагоприятными факторами производственной среды до 1 декабря 2016 года (л.д.5-10).
Свои требования мотивирует тем, что ОАО "НИИАСПК", расположенное по адресу: "адрес", осуществляет производство трубопроводов на изделие "данные изъяты". В июле 2014 года по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N от 10 июля 2014 года в отношении ОАО "НИИАСПК" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
За допущенные правонарушения должностное лицо было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей (постановление N от 5 августа 2014 года).
В соответствии со статьей 50 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей ответчику было выдано предписание N от 29 июля 2014 года.
В ходе проведения 26 мая 2015 года Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении ОАО "НИИАСПК" внеплановой проверки по распоряжению N от 18 мая 2015 года установлено, что предписание ответчиком исполнено не было, а именно: не обоснован размер санитарно-защитной зоны площадки, расположенной по адресу: "адрес", с учётом санитарной классификации предприятий, производств, объектов; достаточность ширины санитарно-защитной зоны не подтверждена расчетами рассеивания выбросов в атмосфере для всех загрязняющих веществ и распространения шума, вибрации, инфразвука с учетом фоновых показателей по каждому фактору; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту установления санитарнозащитной зоны, не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта согласно статье 11, пункта 3 статьи 20, пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пунктов 2.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция); пункта 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; не организовано проведение предварительного и периодического медосмотра работников, занятых на вредных профессиях и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (не представлен заключительный акт) согласно статье 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункту 2.13 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" и выполнение программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил на рабочих местах и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий посредством проведения лабораторных и инструментальных исследований неблагоприятных факторов производственной среды (шум, микроклимат, освещение, тяжесть и напряженность трудового процесса), что не соответствует требованиям статьи 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 1.5, 2.1, 2.4, 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий", и является нарушением требований статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя предприятия были направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка N 8 Левобережного района г. Воронежа. Ответчик ОАО "НИИАСПК" с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны, в нарушение пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), и пункта 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области не обращался.
Допущенные ответчиком нарушения создают реальную угрозу здоровью населения, проживающего в зоне влияния выбросов ОАО "НИИАСПК" и работников ответчика, так как выбросы химических веществ в атмосферный воздух способствуют развитию заболеваний органов дыхания, аллергических заболеваний, отсутствие должного контроля за параметрами неблагоприятных факторов производственной среды, не проведение периодического медицинского осмотра способствует развитию профессиональных заболеваний у работников (л.д. 5-10).
Решением Левобережного районного суда города Воронежа от 3 февраля 2016 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области удовлетворены. На ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля" возложена обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обосновать достаточность ширины санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: "адрес", для чего провести лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и решение по установлению санитарно-защитной зоны предприятия, а также организовать проведение периодического медицинского осмотра, лабораторного контроля за неблагоприятными факторами производственной среды в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90, 91-106).
В апелляционной жалобе ОАО "НИИАСПК" в лице представителя по доверенности от 2 июня 2015 года - Третьякова С.Н. просит отменить указанное решение суда первой инстанции в части обязания ответчика обосновать достаточность ширины санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: "адрес", для чего провести лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и решение по установлению санитарно-защитной зоны предприятия отменить, как незаконное и необоснованное, и отказать в удовлетворении иска в этой части. По утверждению апеллянта, в материалах дела отсутствуют доказательства образования в настоящее время в результате деятельности ответчика выбросов в атмосферу и нарушения прав неопределенного круга лиц. Указывает также, что суд первой инстанции не учел того, что в настоящее время ответчик производство трубопроводов для изделия "данные изъяты" не ведет, работники, которые осуществляли деятельность по изготовлению названных трубопроводов, находятся в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 109-110, 113).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области - ФИО1 возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывая, что утверждение о фактическом прекращении осуществления ОАО "НИИАСПК" в настоящее время деятельности, нахождении основного состава работников в отпуске без сохранения заработной платы не освобождает ответчика от исполнения соблюдений требований санитарно-эмидемиологического законодательства, нарушения которого были выявлены при проверке Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области (л.д. 121-125).
Адвокат Третьяков С.Н., действующий по ордеру N от 25 апреля 2016 года в интересах ОАО "НИИАСПК", в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, решение районного суда просил отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Пояснил судебной коллегии, что иск был заявлен в защиту неопределенного круга лиц, и суду необходимо было исследовать доказательства на дату его предъявления и установить наличие или отсутствие нарушений. Никаких других доказательств, кроме результатов проверок 2014 года, истцом не было представлено, между тем в настоящее время ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля" не осуществляет производственную деятельность, находится в стадии банкротства.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по доверенности N от 20 апреля 2016 года - Игнатова Т.В. в заседании суда апелляционной инстанции полагала, что решение районного суда является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, поддержав письменные возражения в полном объеме. Утверждала, что нарушения в деятельности ответчика продолжаются, необходимых мер по их устранению ответчик не предпринял, а временное приостановление деятельности предприятия не является основанием для отмены организации санитарно-защитной зоны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, заслушав адвоката Третьякова С.Н., действующего по ордеру N от 25 апреля 2016 года в интересах ОАО "НИИАСПК" (л.д. 127), представителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности N от 20 апреля 2016 года - Игнатову Т.В. (л.д. 128), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает. Следовательно, в данном случае судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Решение Левобережного районного суда г. Воронежа в части обязания ответчика организовать проведение периодического медицинского осмотра, лабораторного контроля за неблагоприятными факторами производственной среды, ответчиком не обжалуется.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 322 от 30.06.2004 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
На основании пунктов 5, 5.1, 5.1.1, 5.1.2 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Как установлено районным судом и видно из материалов дела, при проведении в отношении ОАО "НИИАСПК" проверки в период с 23 июля 2014 года по 29 июля 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области было установлено нарушение ответчиком требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положения которого направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а именно:
- не установлена санитарно-защитная зона вокруг объектов производства;
- не проводится периодический медицинский осмотр работников;
-не производится лабораторный контроль за неблагоприятными факторами производственной среды (л.д. 32-38).
Ответчику 29 июля 2014 года было выдано предписание N, в котором ОАО "НИИАСПК" предлагалось в том числе, разработать и получить экспертизу, санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту установления санитарно-защитной зоны (пункт 4.5 и 4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (л.д.44-45).
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N от 18 мая 2015 года о проведении внеплановой выездной проверки, в отношении ОАО "НИИАСПК" проведена проверка исполнения последним выданного предписания N от 29 июля 2014 года (л.д. 46-47, 48-49).
По результатам проверки составлен акт N от 25 мая 2015 года, согласно которому предписание N исполнено в части, установлено невыполнение ОАО "НИИАСПК" предписания, в том числе: не разработан проект установления санитарно-защитной зоны (в ориентировочной санитарно-защитной зоне находится жилая застройка), не получено и не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение по данному проекту согласно пунктам 4.5 и 4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пункт 4 Предписания). (л.д.48-49).
В отношении ОАО "НИИАСПК" 26 мая 2015 года составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.50-51), который вместе с другими материалами передан по подведомственности для расссмотрения в Мировой суд Левобережного района г. Воронежа (л.д. 52).
На момент рассмотрения дела районным судом, доказательств подтверждающих, что ответчиком в обоснование достаточности ширины санитарно-защитной зоны - 12 м, для промплощадки, расположенной по адресу: "адрес", были проведены лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, получено санитарно-эпидемиологическое заключение и решение по установлению санитарно-защитной зоны предприятия, представлено не было.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал доводы и возражения сторон, представленные ими в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, оценил их применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые отношения, и пришел к правомерным выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При рассмотрении требований Управления Роспотребнадзора Воронежской области районный суд правильно руководствовался положениями Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 74 от 25 сентября 2007 года "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 14 от 17 мая 2001 года "О введении в действие санитарных правил".
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 указанного закона).
Согласно пункту 1.2 Санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пунктом 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (пункт 3.1).
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В соответствии с содержанием составленного акта проверки N предприятие ответчика относится к V классу. В акте проверки отражено, что предприятие с восточной, южной и западной стороны граничит с жилой застройкой. Ближайшая жилая застройка находится на расстоянии 12 метров от предприятия (л.д. 32-33-38).
С актом проверки представитель ответчика был ознакомлен (л.д.38). Замечаний к содержанию акта проверки заявлено не было.
В соответствии с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Для промышленных объектов и производства размер санитарно-защитной зоны устанавливается - 50 метров.
Пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.
Основанием для уменьшения размера санитарно-защитной зоны для действующих объектов, является также подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже.
Согласно пункту 4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других объектов, имеющих в своем составе мастерские, производственные, полупроизводственные и экспериментальные установки, устанавливается в каждом конкретном случае с учетом результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, а также натурных исследований качества атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ответчика ОАО "НИИАСПК" является производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенных в другие группы (раздел 8 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц) - л.д. 11-15-19.
В результате хозяйственной деятельности ответчика осуществляются выбросы в атмосферный воздух.
Разделом 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предусмотрено, что санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований настоящих Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
На основании пункта 4.2.3 указанных Санитарных правил, проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния данного объекта.
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке (пункт 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Доказательств, подтверждающих, что ответчиком обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия, суду первой инстанции представлено не было. Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции, а имеющиеся в материалах дела доказательства по существу не опровергнуты.
Ссылка ответчика на приостановление в настоящее время деятельности по производству трубопроводов, а также на нахождение в отпуске без сохранения заработной платы работников соответствующего профиля, не может служить основанием для освобождения организации - работодателя от соблюдения вышеприведенных санитарных норм.
Таким образом, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства и не могут повлиять на правильность определения районным судом прав и обязанностей сторон, не подтверждают наличия предусмотренных законом оснований для признания обжалуемого решения незаконным и отказа в удовлетворении заявленных требований, а также не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены состоявшегося судебного решения, которое, по мнению судебной коллегии, является законным и обоснованным.
Решение суда постановлено с правильным истолкованием и применением норм материального права, нарушений процессуального законодательства при рассмотрении иска районным судом также не допущено.
По иным основаниями, а также другими лицами, участвующими в деле, решение районного суда не обжаловано.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Левобережного районного суда города Воронежа от 3 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля" - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -
СУДЬИ КОЛЛЕГИИ -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.