Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская больница (номер)" Файник Н.В. на постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская больница N2", расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес),
установил:
постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, юридическое лицо - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская больница N2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и (или) условий лицензии на право осуществление медицинской деятельности, а именно: допустило оказание медицинской помощи пациенту не в полном объеме в нарушении стандартов медицинской помощи, что свидетельствовало о не соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, при его наличии в медицинской организации либо отсутствии, тем самым допустило нарушение осуществления медицинской деятельности, с нарушением требований подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2012 N 291, ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах, охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данные нарушения выразились в том, что в нарушение приказа Минздрава РФ от 09.11.2012 N758н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" отсутствовал ежедневный осмотр врачом - инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара, не была выполнена регистрация ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости (комплексное); в нарушение приказа Минздрава РФ от 04.09.2012 N 131 н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ" отсутствовал осмотр врачом - психотерапевтом (у пациента с неадекватным поведением, о чем имеются записи в карте стационарного больного); в нарушение приказа Минздрава РФ от 04.09.2012 N 133н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ", не были произведены первичные осмотры врачом психотерапевтом, и врачом психиатром-наркологом (у пациента с неадекватным поведением, о чем имеются записи в карте стационарного больного), отсутствует регистрация ЭКГ; в нарушение приказа Минздрава РФ от 08.11.2012 N689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" согласно которому специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания". При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией заболеваний, не требующих лечения в отделении для лечения больных ВИЧ-инфекцией (в том числе гематологического, онкологического заболевания или туберкулеза), лечение и наблюдение больного ВИЧ-инфекцией осуществляется в профильных отделениях или стационарах, имеющих в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией, на основе взаимодействия врачей - специалистов с врачом-инфекционистом. При отсутствии выделенных коек для лечения больных ВИЧ-инфекцией наблюдение и лечение соответствующей патологии осуществляется в профильных медицинских организациях на общих основаниях; в нарушение приказа Минздрава РФ от 09.11.2012 N758н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" отсутствует ежедневный осмотр врачом - инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара, не выполнена регистрация ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости (комплексное); в нарушение приказа Минздрава РФ от 07.11.2012 N 685н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С", отсутствовал ежедневный осмотр врачом - инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара, не выполнена регистрация ЭКГ, не определены основные группы крови и резус-принадлежность. Кроме того, у пациента имел место генерализованный туберкулезный процесс, что подтверждается актом судебно-медицинского исследования трупа, однако в БУ "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" пациент своевременно госпитализирован не был.
В жалобе Файник Н.В. просит решение судьи Нижневартовского городского суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указывает, что пациент П.А.А. поступил в инфекционное отделение 02 октября 2015 г. в экстренном порядке и при госпитализации в инфекционное отделение диагноз туберкулез пациенту поставлен не был. 06 октября 2015 г. для исключения диссеминированного туберкулеза легких пациент был направлен на комиссионное обследование в противотуберкулезный диспансер, по результатам которого для уточнения диагноза было рекомендовано сдать дополнительные анализы. П.А.А. не осматривался лечащим врачом 03-04 и 10-11 октября 2015 г. так как это были выходные дни. Указывает, что пациент осматривался ежедневно, но дневники наблюдения лечащим врачом составлялись не каждый день, так как состояние П.А.А. не было тяжелым, он не получал наркотические и сильнодействующие препараты, что согласуется с требованиями совместного приказа ТФОМС Югры и Депздрава Югры от 27.08.2014г. (номер) "Оформление дневников, этапных и выписных эпикризов". Считает, что поведение П.А.А. свидетельствовало о его социальной неадекватности, а не о психической ненормальности и необходимости консультации психиатра, не было, поскольку он самостоятельно себя обслуживал, понимал, где находится. Диагноз диссеминированный туберкулез легких в фазе инфильтрации был выставлен П.А.А. 12 октября 2015 г., после проведенных дополнительных анализов и в тот же день пациент должен был быть госпитализирован в ПТД г.Сургута.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя юридического лица Файник Н.В., оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 12 названного закона определен перечень видов деятельности подлежащих лицензированию, к одному из которых в частности относится медицинская деятельность.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Подпунктом "б" пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела установлено, Бюджетное Учреждение Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N2" осуществляет медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии ЛО-86-01-002199 выданной 24 июля 2015 года.
Во исполнение Распоряжения органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу N П86- 151/15 от 03 ноября 2015 г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Бюджетного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" по факту смерти 11 октября 2015 г. пациента П.А.А. в инфекционном отделении.
В ходе проверки установлено, что в период нахождения П.А.А. в инфекционном отделении Бюджетного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2", не осуществлялся ежедневный осмотр врачом инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара, первичный осмотр врачом - психотерапевтом, прием (осмотр, консультация) врачом психиатром - наркологом, также не были проведены ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное) ЭКГ, определение основных групп крови (А, В, 0), определение резус - принадлежности.
Таким образом, установлено, что при оказании Бюджетным Учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" медицинской помощи П.А.А., она была оказана не в полном объеме, при этом были нарушены стандарты медицинской помощи, что свидетельствует о несоблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и это является грубым нарушением Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судом и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие бюджетного учреждения с оценкой доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание Бюджетного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" назначено с учетом требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Бюджетного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" оставить без изменения, жалобу представителя Бюджетного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская окружная больница N 2" Файник Н.В. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.