Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талаевой В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе ХМАО-Югры (далее - ГУ-УПФ РФ в Советском районе) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Талаевой В.П. на решение Советского районного суда от 18.01.2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения истца Талаевой В.П., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Талаева В.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что по предложению Центра занятости населения обратилась в ГУ-УПФ РФ в Советском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в удовлетворении которого решением комиссии ответчика от (дата) ей было отказано. Оспаривая такое решение, полагает, что календарное исчисление стажа не применимо к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Полагает, на момент обращения в ГУ-УПФ РФ в Советском районе она имела необходимый страховой стаж более 20 лет, в который должен быть включен период ее работы в ООО "Югорскремстройгаз" с (дата) по (дата), поскольку организацией были оплачены страховые взносы, и период получения пособия по безработице с (дата) по (дата). Страховой стаж за период с (дата) по (дата) был неправомерно подсчитан ответчиком без учета полуторного исчисления стажа, за время работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Просит признать незаконным решение комиссии ГУ-УПФ РФ в Советском районе об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости от (дата); обязать ответчика устранить допущенные нарушения ее прав, включить в страховой стаж спорные периоды; назначить ей трудовую пенсию с (дата).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Талаева В.П., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение. Со ссылкой на Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" указывает, что стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляется в полуторном размере, и на дату ее обращения за назначением пенсии ее страховой стаж составлял более 20 лет.
В письменных возражениях ответчик ГУ-УПФ РФ в Советском районе просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости на дату ее обращения, в соответствии со ст.32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", истцу был необходим страховой стаж в календарном исчислении не менее 20 лет. Применение в данном случае Постановления Конституционного Суда РФ от (дата) (номер) о расчете стажа по нормам прежнего пенсионного законодательства, невозможно. Все спорные периоды к настоящему времени зачтены в страховой (специальный) стаж истца. Право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникло (дата), однако она не обращалась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости после возникновения такого права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренные законом основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, (дата) истец Талаева В.П., (дата) года рождения, по предложению органа службы занятости обратилась в ГУ-УПФ РФ в Советском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с абз.3 п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и ст.32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1.
Решением комиссии ответчика от (дата) в назначении такой пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью страхового стажа в календарном исчислении в соответствии со ст.32 указанного Закона РФ N 173-ФЗ. Истцу указано, что при наличии 20 лет страхового стажа работы, право на пенсию по указанному основанию возникнет у нее с (дата).
Оспаривая законность такого решения, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
Доводы жалобы сводятся к утверждению о том, что при назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.32 Закона РФ N 173-ФЗ стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен исчисляться в полуторном размере, в связи с чем на дату обращения за назначением пенсии такой ее стаж составлял более 20 лет.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона РФ N 173-ФЗ, действовавшего на день принятия ответчиком оспариваемого решения, обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ст.7 Закона РФ N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. При этом согласно ст.2 Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст.12 Закона РФ N 173-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
Согласно ст.19 Закона РФ N 173-ФЗ, по общему правилу, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.п.2 п.1 ст.28 Закона РФ N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с положениями п.п.6 п.1 ст.28 Закона РФ N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (абз.1).
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (абз.2).
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта (абз.3).
В соответствии с положениями ст.32 вышеуказанного Закона РФ N 1032-1 в редакции, действующей на день принятия ответчиком оспариваемого решения, гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Закона РФ N 173-ФЗ, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 Закона РФ N 173-ФЗ (п.1). По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (п.2).
Как следует из материалов дела и доказательствами не опровергнуто, на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с предоставленными в пенсионный орган документами, истец, уволенная по сокращению штата работников организации, имела возраст 49 лет 04 месяца; страховой стаж работы, с учетом полуторного исчисления за время работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П - 19 лет 11 месяцев 18 дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 14 лет 08 месяцев 14 дней; страховой стаж в календарном исчислении - 15 лет 04 месяца 18 дней.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Между тем, нормами ранее действовавшего законодательства Российской Федерации (в т.ч. Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1) возможность льготного исчисления страхового стажа безработным гражданам в случаях, предусмотренных ст.32 Закона РФ N 173-ФЗ, также не предусматривалась.
Как следует из правовой конструкции рассматриваемой нормы Закона РФ N 1032-1, она не только отсылает к статьями 27 и 28 Закона РФ N 173-ФЗ в части требований к стажу на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но и устанавливает самостоятельные требования к продолжительности страхового стажа, льготный порядок исчисления которого не предусматривает.
В установленном порядке проверка конституционности положений указанной нормы Закона РФ N 1032-1 не осуществлялась, противоречащей Конституции РФ она не признавалась. Иной порядок исчисления установленной Законом РФ N 1032-1 продолжительности страхового стажа безработных граждан, кроме как в календарном порядке, не установлен.
Кроме того, из материалов дела следует и доказательствами не было опровергнуто, что на день обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исходя из предоставленных пенсионному органу документов, подтверждающих стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (трудовой книжки истца), такого страхового стажа у истца было недостаточно для назначении пенсии даже при условии его льготного исчисления.
Таким образом, на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, истец имела недостаточный страховой стаж, требуемый в соответствии со ст.32 Закона РФ N 1032-1.
Как следует из материалов дела, никем не оспаривалось и доказательствами не опровергнуто, после предоставления подтверждающих документов указанные в исковом заявлении спорные периоды включены ответчиком в соответствующие виды стажа истца. После даты возникновения у истца права на назначение досрочной трудовой пенсии, за назначением такой пенсии в пенсионный орган она не обращалась.
Следовательно, при вышеуказанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда, им была дана надлежащая правовая оценка, судебной коллегией они также признаются несостоятельными. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда от 18.01.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.