Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей Малининой О.Н., Бучневой О.А.,
при секретаре Григорьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, а также ФИО3 к администрации г. Кирсанова Тамбовской области о признании незаконным решения об исключении семьи из программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Кирсанове" муниципальной программы "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014- 2020 годы"
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пустовалов С.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Пустоваловой М.С., а также Пустовалова Г.А. обратились в суд с иском к администрации г. Кирсанова Тамбовской области о признании незаконным решения об исключении их семьи из программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Кирсанове" муниципальной программы "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014-2020 годы".
В обоснование своих требований привел, что 28.12.2011 года решением жилищной комиссии администрации г. Кирсанова по вопросам городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове на 2011-2015 годы" его семья в составе 3 человек: он, Пустовалова Г.А.- супруга, Пустовалова М.С. - дочь, проживающих по адресу: ***, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове на 2011-2015 годы", о чем ответчик сообщил письмом от 30.12.2011г. N02-09/2595.Письмами от 09.07.2015 года за исходящим N 02-09/2117 и от 16.07.2015 года за исходящим N 02-14/2209 ответчик сообщил об исключении их семьи из указанного списка. Основанием для исключения семьи из списка участников подпрограммы явилось достижение им 36 летнего возраста. Однако, данный вывод ответчика не соответствует нормам законодательства.
Поскольку их семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в программе, подлежащей реализации в 2014-2020 г.г., оснований для её исключения, тем более в связи с достижением 36-ти летнего возраста, чего не предусматривает действующее законодательство, не имелось.
Просил суд признать незаконным решение администрации г. Кирсанова Тамбовской области об исключении его семьи из программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове" муниципальной программы "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014-2020 годы", выраженное в Постановлении администрации города Кирсанова от 09.07.2015 года N 830. Включить их семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове на 2014-2020 годы". Возложить на ответчика обязанность возместить истцу расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Пустовалов С.Н. просит указанное решение отменить, поскольку суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, неправильно применил нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
В обоснование жалобы автор приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении и не соглашается с выводом суда о том, что действующее федеральное законодательство и законодательство Тамбовской области исключают возможность дальнейшего участия его семьи в программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Кирсанове" муниципальной программы "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014-2020 годы", при достижении одним из родителей возраста 36 лет, поскольку предусмотрен порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы и само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, поскольку законодательство не содержит оснований для исключения из участников подпрограммы в связи с достижением 36-ти летнего возраста.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Кирсанова Тамбовской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Пустовалова С.Н. - без удовлетворения.
Заслушав представителя истца Пустовалова С.В. по доверенности - Пустовалову В.С., поддержавшую доводы жалобы по изложенным выше основаниям, представителя ответчика администрации г. Кирсанова по доверенности ... , просившую решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", в рамках которой утверждена муниципальная программа "Обеспечение комфортным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области" на 2014-2020 годы.
Постановлением администрации г. Кирсанова Тамбовской области N 1652 от 28.12.2011 года семья Пустоваловых, состоящая на тот момент из двух человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове на 2011-2015 годы" и включена в список участников данной подпрограммы.
Указанным выше Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждены также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В силу пункта 21 орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи-участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
В соответствии с пунктами 4-6 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы, утвержденного постановлением администрации области от 05.06.2013 N 586 (далее - Порядок), молодые семьи-участники подпрограммы, желающие улучшить жилищные условия в планируемом году, представляют в орган местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, соответствующее заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами молодой семьи. Из числа молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить выплату в планируемом году, с учетом средств муниципального бюджета, которые планируется выделить на представление социальных выплат в соответствующем году, органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в той хронологической последовательности, в которой молодые семьи были включены в список участников подпрограммы. При этом в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Согласно данным, предоставленный в суд апелляционной инстанции Управлением строительства и инвестиций Тамбовской области, список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, направлен в управление администрацией г. Кирсанова 28 августа 2014 (исходящий N 02-09/2433). В указанный список включено 66 молодых семей, ставших участниками подпрограммы до 11.11.2013 года. Семья Пустоваловых в указанном списке значится под N 58.
Однако, как пояснила специалист Управления строительства и инвестиций Тамбовской области Мукина Л.И., согласно пункту 5 Порядка и исходя из объемов финансирования за счет средств местного бюджета в указанный список семья Пустоваловых не подлежала включению.
Сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
С учетом средств, предусмотренных в бюджете г. Кирсанова на 2015 год (340,0 тыс. руб.), в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Тамбовской области, включено 6 молодых семей по г. Кирсанову, ставших участниками подпрограммы до 02.02.2012 г. (с учетом даты постановки и в первую очередь подлежат включению многодетные семьи). Семья Пустоваловых в указанный список не включена.
В соответствии с приказом Минстроя России от 17.10.2014 г. N 3642/пр в составе заявки на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для участия в 2015 году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года в Минстрой России 26 декабря 2014 года (исходящий N 1.2-01/2522) направлен сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Тамбовской области.
Распределение в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 г. N 1166.
Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году по Тамбовской области утвержден приказом управления строительства и инвестиций области от 26.06.2015 г. N 55-)
Согласно пункту 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемых (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы эти сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей- участников подпрограммы, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с вышеуказанной нормой семья Пустоваловых в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году не вошла.
В список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году по г. Кирсанову, утвержденный приказом управления строительства и инвестиций области от 26 июня 2015 года, исходя из субсидий, выделенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 1166, вошло 5 семей, у которых дата постановки на учет ранее, чем у Пустоваловых, либо они являются многодетными семьями, что и было подтверждено специалистом управления Мукиной Л.И.
Одним из требований, предъявляемых к участникам подпрограммы, является возраст, а именно: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункта) пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).
Пустовалов С.Н. родился 11 июня 1979 года.
В связи с чем постановлением администрации города Кирсанова Тамбовской области от 22.05.2015 г. N 575, семья Пустовалова С.Н. (3 человека) исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Кирсанове" муниципальной программы "Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан г. Кирсанова Тамбовской области на 2014-2020 годы".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что администрация г. Кирсанова приняла законное решение об исключении данной семьи из списка участников подпрограммы, так как данная семья перестала отвечать предъявляемым условиям, а именно условию, что возраст участников подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет, поскольку законодательство Российской Федерации и Тамбовской области предусматривает порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году, соответственно признав несостоятельными доводы истца о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям для признания ее участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении ее в состав участников указанной выше подпрограммы, как не основанные на законе.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для восстановления семьи Пустоваловых в списке участников указанной подпрограммы, у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, опровергали бы его выводы, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пустовалова С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.