Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
при секретаре Минчевой Ж.С.,
с участием представителя административного истца Чулкова В.С. по доверенности Рябцева О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-111/2016 по административному иску Чулкова ФИО8 к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, ***
- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, ***
об установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Чулкову В.С. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***, ул. им. ***
- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***, ул. им. ***
Государственная кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" и составляет:
- с кадастровым номером *** - *** рубля *** копейки;
- с кадастровым номером *** - *** *** рубля *** копейки.
30 декабря 2015 года Чулков В.С. предъявил административный иск к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в размере:
- с кадастровым номером *** - *** рублей;
- с кадастровым номером *** - *** рублей.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков истец предоставил суду Отчет ООО "ЮК Договор" от 18 августа 2015 года N 09/1/15, составленный оценщиком Сафоновым С.В.- членом СРО "РАО", с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, Положительное заключение на данный Отчет эксперта СРО "РАО" от 24 августа 2015 г. N 68/240815/02.
В исковом заявлении административный истец Чулков В.С. указал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2013 г. N 1498, является завышенной. В связи с этим он вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере. На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года.
На основании определения суда от 18 февраля 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области.
15 марта 2016 года административный истец уточнил исковые требования. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной *** рубля каждый, по состоянию на 01.01.2014 года.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков в сумме *** рубля истец предоставил суду Отчет ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр" от 04 марта 2016 года N 453/02, составленный оценщиком Атамановым С.Н. - членом СРО "РАО", с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, Положительное заключение на данный Отчет эксперта СРО "РАО" от 11 марта 2016 г. N 68/100316/01.
В судебное заседание административный истец Чулков В.С. не явился, о рассмотрении дела извещен.
В судебном заседании представитель административного истца Чулкова В.С. по доверенности Рябцев О.Н. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2014 г. в сумме *** рубля. Пояснил суду, что исковое заявление в суд было направлено заказной почтой 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовой квитанцией, имеющейся в материалах дела. Просил установить период действия установленной судом кадастровой стоимости с 01.01.2015 года.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Тамбова не явились, о рассмотрении дела извещены.
Административным ответчиком администрацией Тамбовской области представлен отзыв на иск от 17.02.2016 г., в котором указано на существенное отклонение величины рыночной стоимости от кадастровой стоимости. Обязанность доказать установление в отношении объекта недвижимости достоверной рыночной стоимости лежит на административном истце. На этом основании административный ответчик считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тамбовской области представлен отзыв на иск от 16.02.2016 г., в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому не является ответчиком по данному делу. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда.
Административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 10 февраля 2016 г. N 701, в котором указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
От заинтересованного лица администрация г. Тамбова 18.04.2016 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. N 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности от 03.04.2014 г. года серия 68 АБ N 811097, от 03.04.2014 г. серия 68 АБ N 811086, что административному истцу на праве собственности принадлежат спорные земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, *** от 29.12.2015 года кадастровая стоимость земельных участка по состоянию на 01.01.2014 года составляет *** рубля 44 копейки.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года, административный истец представил суду два Отчета:
- Отчет ООО "ЮК Договор" от 18 августа 2015 года N 09/1/15, составленный оценщиком Сафоновым С.В., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, об определении рыночной стоимости земельный участков в размере *** рублей;
- Отчет ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр" от 04 марта 2016 года N 453/02, составленный оценщиком Атамановым С.Н., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, об определении рыночной земельных участков в размере *** *** рубля.
Положительные заключения экспертов СРО "РАО" о соответствии Отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждении рыночной стоимости объектов оценки, установленной оценщиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (с изменениями, внесенными приказом от 22 июня 2015 г. N 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление от 28.11.2014 года N 1498 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2015 года. Согласно Приложению к данному постановлению утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** по состоянию на 01.01.2014 года в сумме *** рубля 44 копейки.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Указанные документы административным истцом суду представлены.
В доказательство установления в отношении спорных земельных участков рыночной стоимости на 01.01.2014 года административный истец представил суду два Отчета.
Отчет ООО "ЮК Договор" от 18 августа 2015 года N 09/1/15, составленный оценщиком Сафоновым С.В., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, об определении рыночной стоимости земельный участков в размере *** рублей суд не может принять в качестве доказательства в подтверждение рыночной стоимости.
В ходе проведении оценки оценщик Сафонов С.В. руководствовался действующими на момент проведения оценки федеральными стандартами ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, утвержденными Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 256, N 255, N 254.
При проведении экспертизы указанного Отчета эксперт СРО "РАО" пользовался не действующими на момент проведения оценки и экспертизы федеральными стандартами ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, утвержденными Приказом Минэкономразвития России N 297, N 298, N 299 от 20.05.2015 г.
Следовательно, Отчет ООО "ЮК Договор" от 18 августа 2015 года N 09/1/15, Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 24 августа 2015 г. N 68/240815/02 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с частями 1- 4 статьи 84 КАС РФ
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Отчет ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр" от 04 марта 2016 года N 453/02, составленный оценщиком Атамановым С.Н., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, об определении рыночной земельных участков в размере 1 159 673 рубля, Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 11 марта 2016 г. N 68/100316/01 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Рыночная стоимость земельных участков, определенная в Отчете оценщика - *** рубля, является достоверной, соответствующей рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность указанной рыночной стоимости, суду не представлено.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В ходе рассмотрения дела истец представил суду Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков, соответствующий требованиям действующего законодательства.
Суд приходит к выводу, что установленная оценщиком рыночная стоимость земельных участков является объективной, может быть принята как доказательство установления рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г. в сумме *** рубля.
Суд признает права административного истца нарушенными. Несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
При таких обстоятельствах имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в сумме *** рубля.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. N 878, от 06.04.2011 г. N 246, от 03.11.2011 г. N 904, от 14.09.2012 г. N 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: тамбовская область, ***, ***, равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года;
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, *** равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года.
Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления Чулкова В.С. об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков является дата обращения в суд с административным исковым заявлением. Административное исковое заявление направлено в суд заказной почтой 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовой квитанцией от 30.12.2015 г. N 17705, поступило в суд 11.01.2016 года.
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Течение процессуального срока, исчисляемого часами, начинается с наступления даты или события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 4 статьи 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Административное исковое заявление об оспаривании определения кадастровой стоимости объектов недвижимости должно быть подано в суд в течение календарного года.
Административное исковое заявление истцом сдано в почтовое отделение 30 декабря 2015 года.
Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости должен быть установлен с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
На административном истце лежит обязанность представить суду надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей относятся на административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чулкова ФИО9, поданное 30 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: тамбовская область, ***, равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года;
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, ***, равной рыночной *** ( ***) рубля по состоянию на 01 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме принято 22 апреля 2016 года.
Судья Л.Э. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.