Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Павловой Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Касторенского района Курской области в интересах Сулеиной Н.Н. к ОБУСО "КЦСОН Касторенского района Курской области", ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" на решение Касторенского районного суда Курской области от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требовании прокурора Касторенского района Курской области удовлетворить частично.
Обязать ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" обеспечить инвалида N группы Сулеину Н.Н. техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых " ... " в количестве 268 штук в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении иска отказать".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Касторенского района Курской области обратился в суд в защиту интересов Сулеиной Н.Н. с иском к ОБУСО "КЦСОН Касторенского района Курской области", ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", уточнив который, просил обязать ответчиков обеспечить Сулеину Н.Н. предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида подгузниками для взрослых " ... " в количестве 268 штук в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. В обоснование требований указал, что Сулеина Н.Н. является инвалидом N группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее ИПР) от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации (далее ТСР) в виде: кресла-коляски с электроприводом прогулочной и кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной; противопролежневых матраца и подушки полиуретановых; впитывающих простыней (пелёнок) " ... " 365 шт. в год; подгузников для взрослых " ... " 730 штук в год. На основании поданных заявлений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Сулеина Н.Н. поставлена на учёт в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области". В результате проведённой прокуратурой Касторенского района Курской области проверки установлено, что Сулеина Н.Н. не обеспечена подгузниками в количестве 268 шт., чем нарушены её права, как инвалида, на социальную защиту.
Судом постановлено вышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" просит решение суда отменить, как незаконное, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что в случае, если по какой-либо причине технические средства реабилитации не предоставлены, нуждающийся реализует их льготное получение через компенсацию расходов на их приобретение; суд не принял во внимание и не оценил по правилам ст. 67 ГПК РФ сведения, содержащиеся в отзыве на исковое заявление, о подаче истцом 30.10.2015г. заявления о компенсации расходов на приобретение 30 шт. подгузников; кроме того, 30.09.2015г. истцом сдано аналогичное заявление на 30 подгузников; суд не предложил стороне истца представить более актуальные сведения, потому пришёл к необоснованному выводу о непредоставлении 298 шт. подгузников; установив, что Сулеина Н.Н. периодически сама приобретает необходимые ТСР и реализует своё право на их льготное получение путём компенсации расходов, суд в решении не привёл мотивов, по которым пришёл к выводу о невозможности Сулеиной Н.Н. самостоятельно реализовать ИПР с последующей компенсацией.
Истец Сулеина Н.Н., представители ответчика ОБУСО "КЦСОН Касторенского района Курской области", третьего лица Администрации Курской области, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания не заявили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ОКУ "ЦМСУ Курской области" - Павленка А.Б., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения прокурора отдела прокуратуры Курской области Стародубцевой Т.А., обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений помощника прокурора Касторенского района Курской области, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 10 которого гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 этого же Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР), содержащая комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мероприятий, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; объём реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В то же время, для инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, либо от реализации программы в целом, а также вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, объём которых не может быть меньше установленного указанным федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (части 1-5).
Техническими средствами реабилитации являются, в том числе специальные средства для самообслуживания и для ухода, которые предусматриваются ИПР инвалида и предоставляются инвалиду по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (абз. 3 и 4 ч. 2, ч. 12, 14 ст. 11.1).
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, в качестве технических средств реабилитации поименованы подгузники (п. 22).
Порядок обеспечения, в том числе лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, определён Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, согласно которым обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2), путём предоставления соответствующего технического средства (изделия) (пп. "а" п. 3); заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. При подаче заявления представляются, в том числе, программа реабилитации (заключение) (п. 4); уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием), одновременно с чем высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства (изделия) в отобранные организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5); сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом заявления по истечении установленного срока пользования (п. 10).
Из утверждённых приказом Минтруда России от 24.05.2013г. N 215н Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены следует, что срок пользования подгузником для взрослых, размер "XL" (объём талии не менее 120-160 см), впитываемостью не менее 3300 мл, составляет не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов).
Учреждением, исполняющим функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Курской области, является ОКУ "Центр медико-социальных услуг" Курской области (постановление Администрации Курской области от 29.06.2011г. N 276-па).
По делу установлено, что Сулеина Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом N группы. В индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разработанной ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области" Бюро N 18 Сулеиной Н.Н. бессрочно, указано, что она нуждается в проведении реабилитационных мероприятий с использованием технических средств реабилитации (ТСР): кресла-коляски с электроприводом прогулочной; кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной; противопролежневых матраца и подушки полиуретановых; впитывающих простынь (пелёнок) " ... " 365 шт. в год; подгузников для взрослых " ... " 730 штук в год; срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР определён согласно действующим срокам замены ТСР, исполнителем - ОКУ "ЦМСУ" Курской области.
На основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Сулеина Н.Н. состоит в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" на учёте по обеспечению подгузниками для взрослых " ... ", пелёнками.
По заявлениям на выплату компенсации за самостоятельно приобретённые подгузники от 26.02.2015г., 16.03.2015г., 08.04.2015г., 24.04.2015г., 14.05.2015г., 13.07.2015г., 28.08.2015г., 30.10.2015г. ей выплачена компенсация за приобретённые 450 шт. подгузников (сообщение ОКУ "ЦМСУ Курской области" от 05.10.2015г. N - л.д. ... ; отзыв ОКУ "ЦМСУ Курской области" от 18.12.2015г. на иск - л.д. ... ).
Необеспеченность Сулеиной Н.Н. необходимыми ТСР в виде подгузников составила 268 штук.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и следуют из пояснений участников судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 2, 10-11.1), а также Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (п. 2-5), и, установив, что Сулеиной Н.Н., с ДД.ММ.ГГГГ состоящей на учёте в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" по обеспечению подгузниками для взрослых " ... ", подгузники в количестве 268 шт. не предоставлены, пришёл к выводу о восстановлении нарушенного права истца на получение данного технического средства реабилитации, потому возложил на ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", как уполномоченный орган, обязанность обеспечить Сулеину Н.Н. необходимыми подгузниками в недостающем количестве и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предоставил для исполнения месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Требования прокурора Касторенского района Курской области в той части, в которой они предъявлены к ОБУСО "КЦСОН Касторенского района Курской области", суд признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о возложении на ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" обязанности обеспечить инвалида N группы Сулеину Н.Н. предусмотренными разработанной ей ИПР техническими средствами реабилитации в необходимом для достижения целей реабилитации объёме соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в случае, если по какой-либо причине технические средства реабилитации не предоставлены, нуждающийся реализует их льготное получение через компенсацию расходов на их приобретение, однако суд не применил положения частей 3 и 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и абз. 1 п. 15.1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, судебная коллегия находит несостоятельными.
Действительно, ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена выплата инвалиду компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона, в случае, если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Аналогичное положение содержится и в п. 15.1 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Принимая во внимание, что приобретение технических средств реабилитации, предусмотренных ИПР, является правом, а не обязанностью инвалида, и учитывая, что с момента постановки на учёт - ДД.ММ.ГГГГ, Сулеина Н.Н. ответчиком подгузниками не обеспечивалась, в связи с чем вынуждена была приобретать их за собственные средства, обращаясь в последующем с заявлениями о компенсации понесённых расходов, что подтверждается сообщением ответчика от 05.10.2015г. N (л.д. ... ), реализация ею указанного права на получение компенсации, предусмотренного частями 3 и 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и абз. 1 п. 15.1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, не освобождает ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" от выполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по обеспечению инвалида ТСР в необходимом для достижения целей реабилитации количестве.
Поскольку сведений о том, что на момент принятия решения Сулеиной Н.Н. самостоятельно приобретено дополнительное количество подгузников, помимо учтенных судом, в связи с чем ей выплачена денежная компенсация, материалы дела не содержали и ответчиком указанные данные суду представлены не были, законных оснований для применения положений частей 3 и 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и абз. 1 п. 15.1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240 у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем доводы апелляционной жалобы нельзя признать состоятельными.
Довод жалобы о том, что суд, установив приобретение Сулеиной Н.Н. необходимых ТСР и реализацию ею права на их льготное получение путём компенсации расходов, не привёл мотивов, по которым пришёл к выводу о невозможности Сулеиной Н.Н. и в дальнейшем самостоятельно реализовать ИПР с последующей компенсацией, судебная коллегия также считает несостоятельным, поскольку обязанность по обеспечению инвалида ТСР в соответствии с положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ИПР возложена именно на ответчика.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводом жалобы о том, что суд не принял во внимание и не оценил по правилам ст. 67 ГПК РФ содержащиеся в отзыве на исковое заявление сведения о подаче истцом 30.10.2015г. заявления о компенсации расходов за приобретенные 30 шт. подгузников; не предложил стороне истца представить более актуальные сведения, потому пришёл к необоснованному выводу о непредоставлении 298 шт. подгузников.
С учётом того, что в силу части 1 ст. 56 ГПК РФ именно на ответчике лежит обязанность представлять доказательства обеспечения инвалида предусмотренными ИПР ТСР в необходимом количестве, суд, оценив все представленные сторонами доказательства, в том числе сведения, содержащиеся в отзыве ОКУ "ЦМСУ Курской области" о приобретении истцом 30.10.2015г. 30 шт. подгузников, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д. ... ), пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить недостающее количество подгузников, предусмотренное ИПР.
Довод жалобы о подаче Сулеиной Н.Н. 30.09.2015г. заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретённые 30 шт. подгузников материалами дела не подтвержден, копия данного заявления ответчиком суду первой инстанции не представлялась, в отзыве об этом факте не упоминалось.
Представленные в суд апелляционной инстанции копии заявлений Сулеиной Н.Н. от 22.09.2015г., 26.10.2015г., 09.12.2015г. (2 шт.) о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ею 15.09.2015г., 10.10.2015г., 06.11.2015г., 22.11.2015г. подгузники также не могут являться основанием к отмене решения, поскольку указанные заявления имелись у ответчика на дату направления в суд отзыва на иск от 18.12.2015г. N (л.д. ... ), однако об их наличии суд в известность поставлен не был, напротив, в отзыве на иск подтверждено о приобретении истцом 450 штук подгузников, учтенных судом при вынесении обжалуемого решения; уважительных причин, препятствовавших представлению указанных сведений при рассмотрении дела судом первой инстанции, представитель ответчика не привел, как и данных о выплате истцу денежной компенсации.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы оснований, влекущих отмену или изменение решения суда, не содержат, потому удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Касторенского районного суда Курской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.