Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Ермакова М.И., Шуваевой Е.И.,
при секретаре Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФМС России по Курской области об оспаривании решения УФМС России по Курской области об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, поступившее по апелляционной жалобе УФМС России по Курской области на решение Ленинского районного суда г.Курска от 13 ноября 2015г., которым постановлено:
"Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать решение УФМС России по Курской области от 18.09.2015 г. об отказе ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, незаконным.
Обязать УФМС России по Курской области выдать ФИО1 свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав объяснения представителя УФМС России по Курской области ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административного истца ФИО1, по ордеру ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд об оспаривании решения УФМС России по Курской области от 18.09.2015г. об отказе в выдаче ей свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, незаконным и возложении обязанности выдать ей указанное свидетельство. Свои требования мотивировала тем, что оспариваемое решение миграционной службой принято в связи с неуказанием ею сведений о привлечении отца - ФИО11 к уголовной ответственности, о которой она не знала, так как он был осужден до её рождения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФМС России по Курской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно требованиям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Согласно ст.1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.1999 N 99-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.1999 N 99-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Указом Президента РФ от 22.06.2006 года N637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с целью стимулирования и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсации естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В соответствии с главой V Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления. Одновременно участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и прилагаемых к заявлению документов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно главы VIII Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения
В связи с исполнением Указа Президента РФ от 22.06.2006 года N637, а также Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 г. N1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" постановлением администрации Курской области от 29.08.2013 года N570-па утверждена "Программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы" (далее по тексту - Программа), целями и задачами которой явилось: стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Курскую область соотечественников; компенсация естественной убыли населения как в Курской области в целом, так и в отдельных её муниципальных образованиях за счет привлечения переселенцев на сокращение дефицита трудовых ресурсов; улучшение демографической ситуации; увеличение трудового потенциала.
Согласно ст.5 Государственной программы государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о высокой значимости переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию РФ, в том числе и в Курскую область.
Пунктом 25 Государственной программы установлено, что свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи): выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в Государственной программе, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины, временно проживает на территории Российской Федерации на основании временного разрешения на проживание от 06.11.2014 г. N004180114, выданного УФМС России по Курской области сроком до 06.11.2017 г. по адресу: "адрес".
21.07.2015г. обратилась в УФМС России по Курской области с заявлением N201090/2043/620 для участия в Государственной программе, предоставив необходимые документы для рассмотрения её кандидатуры в качестве участника программы и указав в составе семьи: дочь - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отца - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и мать - ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По результатам проверочных мероприятий проведенных Комитетом по труду и занятости населения Курской области кандидатура ФИО1 для участия в Государственной программе одобрена.
В ходе проведения проверочных мероприятий УМВД и УФСБ России по Курской области установлено, что отец административного истца - ФИО11 был осужден ДД.ММ.ГГГГ г. по ст.ст. N ч N N ч N, N ч. N, N УК УССР, однако ФИО1 в п.24 заявления не указала о привлечении отца к уголовной ответственности.
Впоследствии решением УФМС России по Курской области от 18.09.2015г. N2043 ФИО1 отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на основании пп. "г" п. 25 Государственной программы, в связи с несоответствием требованиям Программы.
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО1 и признавая незаконным оспариваемое решение УФМС России по Курской области, суд, сославшись на положения пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обоснованно исходил из того, что факт намеренного предоставления ФИО1 заведомо ложных сведений при подаче заявления об участии в Государственной программе материалами дела не подтвержден и опровергается свидетельскими показаниями ФИО11 и ФИО13 согласно которым, ФИО1 не знала о судимости отца - ФИО11 и не могла знать о ее существовании, так как эта информация являлась их семейной тайной. Кроме того, существенных нарушений со стороны ФИО14 при заполнении заявления с целью умышленного предоставления заведомо ложных сведений судом не установлено, в связи с чем оспариваемое решение миграционного органа нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами решения суда первой инстанции, так как они сделаны с учетом действующего законодательства и обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы УФМС России по Курской области фактически сводятся к соответствию решения УФМС России по Курской области от 18.09.2015г. об отказе в выдаче ФИО1 свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом подпункту "г" пункта 25 Указа Президента РФ от 22.06.2006г. N637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и не исключают при этом необходимости учета при принятии указанного решения такого критерия правомерности вмешательства в право, как наличие обязательного признака намеренного искажения иностранным гражданином данных о себе (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В связи с изложенным, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Курска от 13 ноября 2015г оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФМС России по Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.