Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Ермакова М.И., Курочкиной И.А.
при секретаре Первенкове И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фаёзова Мансуршоха Тешаевича к Администрации Хомутовского района Курской области, уполномоченному органу по координации работы Администрации Хомутовского района Курской области с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о признании незаконным решения от 08.07.2015г., поступившее по апелляционной жалобе Фаёзова МТ на решение Хомутовского районного суда Курской области от 09 ноября 2015г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав объяснения Фаёзова М.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гражданин Республики Таджикистан Фаёзов М.Т. обратился в суд с административным иском к Администрации Хомутовского района Курской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии Администрации Хомутовского района Курской области от 08.07.2015г. об отказе в согласовании его заявления на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с отсутствием должности главы КФХ в Банке вакансий Курской области и Хомутовского района, указывая на то, что оснований для отказа в согласовании его кандидатуры не имелось.
Определением судьи Хомутовского районного суда Курской области от 20.10.2015г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен уполномоченный орган по координации работы Администрации Хомутовского района с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фаёзов М.Т. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно требованиям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фаёзов М.Т. является гражданином Республики Таджикистан, проживает в Российской Федерации в Хомутовском районе Курской области на основании разрешения на временное проживание N369824 от 27.12.2012г., действительного до 27.12.2015г.
В июне 2015г. Фаёзов М.Т. обратился в УФМС России по Курской области с заявлением на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма), указав в п.24 заявления, где указывается вакансия из банка вакансий потенциальных участников, предлагаемая региональной программой переселения, - "глава фермерского хозяйства".
Уполномоченным органом по координации работы Администрации Хомутовского района Курской области с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по результатам рассмотрения данного заявления принято решение от 08 июля 2015г. (протокол N5), которым Фаёзову М.Т. отказано в согласовании его кандидатуры на участие в Госпрограмме, ввиду несоответствия Фаёзова М.Т. требованиям "Программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2021 годы" (далее - Программа, региональная программа), в связи с отсутствием вакансии "глава фермерского хозяйства" и работодателя в банке вакансий Курской области.
Решением УФМС России по Курской области от 23 июля 2015г. Фаёзову М.Т.отказано в выдаче свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с несоответствием заявителя требованиям региональной программы переселения, ввиду отсутствия указания конкретной вакансии и работодателя из банка вакансий в заявлении на участие в Госпрограмме, поскольку региональной программой предусмотрено согласование кандидатур на конкретную вакансию из банка вакансий Курской области для потенциальных участников Госпрограммы, с указанием заработной платы и срока бронирования рабочего места.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение уполномоченного органа соответствует требованиям закона.
Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Так, часть 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.
В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Госпрограмме и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Госпрограммы (п.16). Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17). Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Госпрограммы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Госпрограммы аннулируется (пункт 27).
Постановлением Администрации Курской области от 29.08.2013г. N570-па утверждена программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2021 годы, предусматривающая в п.1.3 раздела IV "Основные мероприятия по реализации Программы" согласование кандидатуры соотечественника на участие в Программе и его трудоустройство на конкретную вакансию из Банка вакансий, сформированного Уполномоченным органом Курской области на основании сведений уполномоченного органа муниципального района или городского округа Курской области.
Программой также предусмотрено, что согласование кандидатуры соотечественника на участие в программе, возможно на рабочее место, на котором он осуществляет трудовую деятельность, при условии, что он работает не менее 1 года в организации Курской области, представившей в уполномоченный орган муниципального района или городского округа документы, подтверждающие представление в налоговые органы отчетности об отчислении налога на доходы физического лица, которое работает у данного работодателя.
Положения региональной программы предусматривают, что уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию Государственной программы, является комитет по труду и занятости населения Курской области. При этом в каждом муниципальном районе и городком округе устанавливается структура управления реализацией Программы, предусматривающая в том числе наличие уполномоченного межведомственного органа - межведомственной комиссии, возглавляемой заместителем руководителя муниципального района (городского округа) Курской области, утвержденного нормативным актом главы муниципального района (городского округа), к основным функциям которого относятся: рассмотрение полученных из Уполномоченного органа Курской области сведений о потенциальных участниках Государственной программы и согласование их кандидатур на участие в Программе, обеспечение встречи, обустройство, временное помещение, обеспечение необходимыми справочными материалами, оказание содействия в трудоустройстве переселенцев, предоставление контактов ответственных лиц, информирование о порядке действий при получении правового статуса переселенцами (п.3.3).
В своем заявлении об участии в Государственной программе Фаёзов М.Т. указал, что осуществляет деятельность в качестве "главы фермерского хозяйства".
Судом установлено, что вакансия главы КФХ отсутствует в банке вакансий Хомутовского района и в банке вакансий Курской области. Согласно свидетельству о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ Фаёзов М.Т. зарегистрировано 19.09.2014г.
Таким образом, кандидатура Фаёзова М.Т. как потенциального участника Госпрограммы, не была согласована уполномоченным органом Администрации Хомутовского района обоснованно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа по координации работы Администрации Хомутовского района с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, от 08.07.2015г. (протокол N5) принято в пределах полномочий данного органа, с соблюдением установленной процедуры, соответствует требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам, приведенным административным истцом в административном исковом заявлении, повторяют его позицию в суде первой инстанции и являлись предметом судебного рассмотрения, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Принимая во внимание, что выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хомутовского районного суда Курской области от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фаёзова Мансуршоха Тешаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.