Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 апреля 2016 г. по делу N 33а-497/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО9
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1, его представителя - ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) - ФИО6 на решение Московского гарнизонного военного суда от 20 января 2016 г., которым удовлетворено исковое заявление военнослужащего Центра военно-стратегических исследований Академии (далее - Центр) полковника ФИО1 об оспаривании бездействия начальника Академии, связанного с ненаправлением документов для регистрации по адресу Академии.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N назначен на должность заместителя начальника Центра по научной работе, а приказом начальника Академии от 12 марта 2015 г. N зачислен в списки личного состава Академии с 1 марта того же года.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) от 17 октября 2015 г. ФИО1 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 8 августа 2015 г.
В связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания в г. Москве истец 16 марта, а затем 2 ноября 2015 г. обратился к начальнику Академии с рапортом о регистрации его по месту жительства по адресу Академии.
Поскольку начальник Академии не представил документы для регистрации, предложив оформить заявление о регистрации по месту пребывания, ФИО1, считая своя права нарушенными, обратился с заявлением в суд, в котором просил обязать начальника Академии представить документы в орган регистрационного учета для регистрации, его, ФИО1, по месту жительства.
Гарнизонный военный суд удовлетворил административный иск.
В апелляционной жалобе представитель Академии, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
По мнению указанного представителя, ФИО1 может быть зарегистрирован по месту своего фактического жительства в квартире, в которой его супруга является членом семьи нанимателя.
Автор жалобы также обращает внимание на то, что ФИО1 предлагалось зарегистрироваться по месту дислокации Академии на срок контракта.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" (далее - Закон о регистрации) регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
В силу ст. 3 Закона о регистрации, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация гражданина по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что право военнослужащего на получение жилого помещения, так же, как и регистрация по месту военной службы, зависят от признания его нуждающимся в жилых помещениях, что в свою очередь связано с обеспеченностью военнослужащего жильем в соответствующем населенном пункте.
По делу установлено, что ФИО1, относящийся в силу п. 1 ст. 15 Закона к военнослужащим, обеспечиваемым служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, до 2003 года проходил ее в г. Серпухове-15, где был зарегистрирован по месту жительства, а впоследствии был назначен к новому месту военной службы в г. Москву, где служит до настоящего времени.
Из исследованных судом доказательств усматривается, что административный истец 18 февраля 2015 г. снят с регистрационного учета в г. Серпухове-15 и выбыл в г. Москву, "адрес"
Согласно п. 23 Правил регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях; по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
В силу п. 55 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288 (далее - Административный регламент), гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
В соответствии с п. 81 - 83 Административного регламента гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения. На основании заявления указанные лица заполняют карточку регистрации, поквартирную карточку, адресные листки прибытия, листок статистического учета прибытия, и в 3-дневный срок со дня обращения представляют их вместе с иными документами в орган регистрационного учета.
Согласно п. 106 Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в листке указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Таким образом, регистрация военнослужащих, прибывших к новому месту военной службы в другой населенный пункт подлежат регистрации в нем по месту жительства.
Как выше указано, в соответствии с решением ДЖО МО РФ от 17 октября 2015 г. ФИО1 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 8 августа 2015 г., то есть фактически по месту прохождения им военной службы.
Данное обстоятельство с учетом отсутствия у ФИО1 в г. Москве и близлежащих населенных пунктах жилого помещения в собственности и по договору социального найма подтверждает наличие у него права на регистрацию в г. Москве по месту жительства.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства постоянного проживания ФИО1 в квартире, где его супруга является членом семьи нанимателя.
Кроме того, приведенные положения п. 3 ст. 15 Закона, а также Правил и Административного регламента, не предоставляют военнослужащим право быть зарегистрированными в любом жилом помещении без учета мнения собственника (нанимателя) жилья, однако при отсутствии у таких военнослужащих жилых помещений по месту дислокации воинской части либо в близлежащих населенных пунктах, возлагают обязанность на регистрирующие органы произвести их регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.
При этом, как верно указано в обжалуемом судебном решении, нормативными правовыми актами не установлено ограничение на такую регистрацию военнослужащих, обратившихся за ней не непосредственно по прибытии к новому месту военной службы, а по истечении времени.
По делу установлено, что ФИО1 заполнил необходимые для регистрации документы и представил их начальнику Академии, который в установленный срок не направил эти документы в органы регистрационного учета, предложив истцу оформить заявление на регистрацию по месту пребывания.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право административного истца на регистрацию по месту жительства по адресу Академии было нарушено, в связи с чем правильно возложил на воинское должностное лицо обязанность оформить и направить в орган регистрационного учета необходимые для регистрации документы.
Таким образом, законных оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311 и п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 20 января 2016 г. по административному иску ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО4
8 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.