Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 05 мая 2016 г. по делу N 33а-641/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО10
при секретаре ФИО5, с участием представителя административного ответчика капитана юстиции ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Московского гарнизонного военного суда от 29 февраля 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление сержанта запаса ФИО1 об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с досрочным увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Как видно из решения суда и материалов дела, приказом командира войсковой части N от 23 декабря 2015 года N ФИО8 уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и с этого же дня исключен из списков личного состава воинской части.
Полагая свои права нарушенными, ФИО8 в судебном порядке оспорил упомянутый приказ должностного лица, просил его отменить и восстановить на военной службе, выплатив денежное довольствие и материальную помощь в сумме 40000 рублей.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично и взыскал с воинской части в пользу истца материальную помощь в вышеуказанном размере.
В удовлетворении остальной части требований истцу судом отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с решением суда в части удовлетворённого требования, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО8 отказать в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 993 (далее - Правила) и положения приказа МВД России от 19 декабря 2011 года N 1265 "О порядке обращения военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, за материальной помощью и ее размерах" (далее - Приказ), указывает, что административный истец с рапортом о выплате материальной помощи к командованию не обращался.
Кроме того материальная помощь не выплачивается военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Статья 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон), устанавливая дополнительные выплаты военнослужащим, предусматривает оказание ежегодной материальной помощи в размере не менее одного оклада денежного содержания, правила выплаты которой, определяются Правительством РФ.
Согласно п. 2 Правил порядок обращения за материальной помощью, а также её размер на соответствующий год исходя из бюджетных ассигнований, предусматриваемых на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, устанавливаются Министром обороны РФ, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из содержания п. 1 Приказа, изданного на основании положений Закона и Правил, следует, что ежегодная материальная помощь выплачивается:
1.1. В размере одного оклада денежного содержания в год - военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту;
1.2. В размерах не более пяти окладов денежного содержания в год (без учета размера, указанного в подп. 1.1 настоящего приказа) - военнослужащим на основании их рапортов, в которых указываются основания для обращения и размер материальной помощи.
То есть министр МВД России в изданном Приказе установил, что ежегодная материальная помощь военнослужащим внутренних войск выплачивается в размере не менее одного оклада денежного содержания и не более шести таких окладов.
Как усматривается из материалов дела, 15 декабря 2015 года Центральным региональным командованием военнослужащим, имеющим трёх и более детей (категория - сложные семейные обстоятельства), была установлена выплата материальной помощи в размере 40000 рублей. Рассмотрение вопроса о включении военнослужащих в эту категорию было возложено на комиссию по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей.
Из протокола заседания комиссии по социальным вопросам войсковой части N от 16 декабря 2015 года судом установлено, что коллегиальным органом в отношении административного истца принято положительное решение.
Вместе с тем на основании п. 6 Правил, ежегодная материальная помощь не выплачивается военнослужащим, увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в п. 1 - 5, 7 - 11 ч. 4 ст. 3 Закона, в том числе в связи с невыполнением условий контракта.
Аналогичные по своему содержанию ограничения отражены и в Методических рекомендациях по отдельным вопросам работы командиров (начальников) при осуществлении выплаты материальной помощи военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, утвержденных главнокомандующим внутренними войсками МВД России 03 декабря 2015 года.
При таких обстоятельствах вывод суда о праве ФИО8 на получение материальной помощи является ошибочным, а обжалованное судебное постановление в этой части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Что же касается ссылки суда на ч. 2.1 ст. 3 Закона, то она является неверной.
Действительно, на основании этой нормы права военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, может оказываться единовременная материальная помощь в случаях, размерах и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Единовременная материальная помощь, являясь отдельной выплатой, в состав денежного довольствия военнослужащего не входит и выплачивается в исключительных случаях, носящих единичный, разовый характер (пожар, квартирная кража, смерть близких родственников, нуждаемость в специальном лечении, рождение ребенка и т.д.).
По делу же установлено, что административному истцу подлежала к выплате не единовременная, а ежегодная материальная помощь, увеличенный размер которой был обусловлен не указанием на произошедший исключительный, разовый случай, а наличием трёх детей.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 29 февраля 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 в части удовлетворения его требований о выплате ежегодной материальной помощи в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении его административного иска в этой части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
10.05.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.