Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 апреля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Д.З.И. к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации
по апелляционной жалобе Д.З.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Иск Д.З.И. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации удовлетворить в части.
Признать бездействие Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредставлению Д.З.И. в полном объеме технических средств реабилитации (пеленок, подгузников) в период с 01.10.2014 по 21.11.2015 незаконным.
В удовлетворении исковых требований Д.З.И. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Д.З.И. расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения законного представителя Д.З.И. - З.З.Ю., представителя З.З.Ю. по доверенности С.А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности К.Е.С., выразившей согласие с постановленным решением суда, судебная коллегия
установила:
Д.З.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ КРОФСС Российской Федерации) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации. В обоснование иска с учетом их изменения указывала, что в результате общего заболевания и возраста является инвалидом 1 группы. Инвалидность была установлена 18.09.2014 бессрочно, в связи с чем с 26.09.2014 она была поставлена ответчиком на учет, ей была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно указанной программе истцу ежемесячно положено предоставление технических средств реабилитации: памперсов - 90 шт., пеленок - 30 шт. По состоянию на 01.02.2016 ответчик свои обязательства надлежаще не исполнил, памперсов в количестве 380 шт. и пеленок в количестве 120 шт. за указанный период не выдал. Просила признать бездействия ответчика по несовременному обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида незаконными, возложить на ответчика обязанность выдать средства реабилитации в виде памперсов в количестве 380 шт., пеленок (абсорбирующего белья) в количестве 120 шт. по состоянию на 01.02.2016.
В судебном заседании законный представитель истца З.З.Ю. и представитель истца С.А.В. исковые требования поддержали по доводам измененного иска.
Представитель ответчика ГУ КРОФСС Российской Федерации по доверенности Н.М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что на момент рассмотрения дела Д.З.И. обеспечена средствами технической реабилитации по 11.03.2016. Несвоевременное обеспечение инвалида этими средствами вызвано недостатком финансирования.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.З.И. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что обеспечение техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками, за прошлый период правовыми актами не предусмотрено, поскольку это средства ежедневного ухода. Указывает, что в связи с несвоевременным обеспечением средствами реабилитации вынуждена была воспользоваться помощью других инвалидов, которым такие средства были выделены, и полученные средства должна вернуть этим лицам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика, выражая согласие с постановленным решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Д.З.И. - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Д.З.И., извещена своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, обеспечила явку своего законного представителя.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации в ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В п. 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, предусмотрены такие виды технических средств реабилитации как абсорбирующее белье, подгузники.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными лицами (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Д.З.И., " ... " года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N1362 от 18.09.2014 Д.З.И. должна быть обеспечена ежемесячно подгузниками (памперсами) в количестве 90 штук, пеленками (абсорбирующим бельем) в количестве 30 штук. Срок проведения реабилитирующих мероприятий бессрочно.
Согласно ответу ГУ КРОФСС Российской Федерации Д.З.И. З.И. не была обеспечена средствами реабилитации в полном объеме: подгузниками - в период с 01.10.2014 по 16.10.2014, с 17.01.2014 по 18.05.2015, с 20.09.2015 по 10.11.2015, абсорбирующим бельем (пеленками) - в период с 02.01.2015 по 18.05.2015, 19.10.2015 по 20.11.2015.
Д.З.И. обеспечена 11.11.2015 подгузниками в количестве 360 штук на текущий период и на будущее время до 11.03.2016, 21.11.2015 абсорбирующим бельем в количестве 120 штук на текущий период и на будущее время до 21.03.2016.
В связи с непредоставлением индивидуальных средств реабилитации в необходимом количестве истец была вынуждена приобретать подгузники за счет собственных средств в мае и в октябре 2015 года, в связи с чем ГУ КРОФСС Российской Федерации ей выплачена компенсация.
Доказательств выдачи Д.З.И. средств технической реабилитации в ином количестве в материалы дела не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Д.З.И., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме, а несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств реабилитации нарушает права истца, в связи с чем бездействие ГУ КРОФСС Российской Федерации по необеспечению техническими средствами признано незаконным.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части единовременного взыскания индивидуальных средств реабилитации в виде памперсов в количестве 380 штук, а также в виде пеленок в количестве 120 штук за прошедший период, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возложение такой обязанности на ответчиков не восстановит ранее допущенного нарушения прав Д.З.И., в настоящее время право истца на получение подгузников соблюдено.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, а доводы апелляционного представления необоснованными, исходя из следующего.
Как следует из ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или услуги).
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, инвалида и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила).
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, рекомендованным в индивидуальной программе реабилитации, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченным на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" предусмотрено, что техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду в соответствии с Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе, продаже или дарению.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что установленное нарушение прав инвалида Д.З.И. не может быть восстановлено путем фактического предоставления в ее пользу гигиенических средств за предыдущие периоды.
Как верно указано судом первой инстанции, средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему периодически в соответствии с их предназначением для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, возложение обязанности по предоставлению единовременно подгузников в указанном в иске количестве за прошедший период ранее допущенное ответчиком нарушение прав Д.З.И. на обеспечение средствами реабилитации не восстановит.
На момент разрешения спора судом первой инстанции право Д.З.И. на получение подгузников и абсорбирующего белья (пеленок) в указанном в индивидуальной программе реабилитации ежемесячном размере было восстановлено путем выдачи подгузников в количестве 360 штук на текущий период и будущее время вплоть до 11.03.2016, абсорбирующего белья (пеленок) на текущий период и на будущее время вплоть до 21.03.2016.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Д.З.И. были заявлены требования именно об обязании представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено. Истец не лишен права обратиться с самостоятельным иском о возмещении в порядке ст. ст. 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, вызванных расходами (затратами) на самостоятельное приобретение указанных выше и недопоставленных технических средств реабилитации инвалида.
Доводов, имеющих правовое значение для оценки правильности оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного акта мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права. Оснований для отмены (изменения) оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 3 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.З.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.