Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дымова В.Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2016 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Дымова В. Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дымов В.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить приказ УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N", взыскать с УФСИН России по Республике Марий Эл компенсацию морального вреда в размере " ... ", восстановить его в должности в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, взыскать с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере " ... ". В обоснование иска указал, что он проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл в должности " ... " в звании " ... ". "дата" он уведомлен о предстоящем увольнении из уголовно-исполнительной системы по основанию пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение), и зачислен в распоряжение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с "дата". Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" истец уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения (по сокращению штатов). По убеждению истца, его увольнение из уголовно-исполнительной системы является незаконным. На момент издания оспариваемого приказа не истек двухмесячный срок его нахождения в распоряжении учреждения уголовно-исполнительной системы, в связи с чем он мог быть уволен только в случае подачи им соответствующего рапорта, однако такой рапорт истец не подавал. При увольнении истцу не были предложены вакантные должности, имеющиеся как в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, так и в иных учреждениях уголовно-исполнительной системы в Республике Марий Эл. Кроме того, заключением военно-врачебной экспертизы истец был признан не годным к военной службе, в связи с чем в приказе об увольнении неверно указано основание увольнения. Указанное является основанием для восстановления его в ранее занимаемой должности, выплаты ему денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации причиненного ему незаконным увольнением морального вреда.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Дымов В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Настаивает на доводах о нарушении процедуры его увольнения из уголовно-исполнительной системы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Дымова В.Г. и его представителя Батова В.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ширшовой Л.В., представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл Мимеевой Е.С., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом "е" статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе. О предстоящем увольнении по указанному основанию сотрудники ставятся в известность в силу статьи 60 Положения не позднее чем за два месяца до увольнения.
При этом на основании пункта "а" части 1 статьи 16.1 Положения сотрудник при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) может находиться в распоряжении органов внутренних дел. Срок нахождения сотрудника по указанному основанию в распоряжении должен составлять в силу пункта "а" части 2 статьи 16.1 Положения не более двух месяцев.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
В силу положений пункта 8.6 Инструкции основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний или территориального органа ФСИН России о ликвидации конкретного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении или органе уголовно-исполнительной системы (абзац третий).
Время нахождения в распоряжении по основанию проведения организационно-штатных мероприятий в учреждении органа исполнительной системы не может превышать двух месяцев или срока действия контракта, заключенного с сотрудником по сокращенной должности (абзац одиннадцатый).
В силу абзаца семнадцатого, восемнадцатого вышеуказанного пункта Инструкции начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или по его поручению одним из заместителей начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также начальника соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении учреждения, органа уголовно-исполнительной системы. В ходе собеседования сотрудникам разъясняются порядок проведения организационно-штатных мероприятий; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с абзацем девятнадцатым вышеуказанного пункта Инструкции сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме.
Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования (абзац двадцатый пункта 8.6 Инструкции).
По окончании срока нахождения в распоряжении сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей (абзац двадцать второй пункта 8.6 Инструкции).
Из дела видно, что Дымов В.Г. проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл в должности мастера учебно-производственного участка центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл в звании капитана внутренней службы.
27 марта 2015 года ФСИН России издан приказ N 221 "О внесении изменений в штатные расписания учреждений, непосредственно подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл", в соответствии с которым в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл сокращена должность мастера учебно-производственного участка центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл.
В соответствии с данным приказом "дата" УФСИН России по Республике Марий Эл издан приказ "N" "О назначении, о зачислении в распоряжение", согласно которому капитан внутренней службы Дымов В.Г. с "дата" зачислен в распоряжение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл. В тот же день ( "дата") Дымову В.Г. вручено уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения, направление на военно-врачебную комиссию и проведено собеседование, в ходе которого истцу были предложены все имеющиеся на день проведения собеседования вакантные должности как в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, так и в иных учреждениях, подведомственных УФСИН России по Республике Марий Эл, и аппарате УФСИН России по Республике Марий Эл. От предложенных должностей Дымов В.Г. отказался. Также Дымову В.Г. сообщено, что по его требованию в любое время ему будут предложены вакантные должности.
В период нахождения Дымова В.Г. в распоряжении ему предоставлялись отпуска, в течение которых он неоднократно оформлял листки нетрудоспособности.
Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" Дымов В.Г. уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" статьи 58 Положения (по сокращению штатов).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Дымова В.Г., суд первой инстанции исходил из соблюдения УФСИН России по Республике Марий Эл установленного законодательством порядка увольнения истца в связи с сокращением занимаемой им должности.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, полагая его соответствующим правовому регулированию, подлежащему применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, обязанность предлагать истцу штатные вакантные должности в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, возложенная на представителя нанимателя при проведении собеседования с сотрудником (абзац девятнадцатый пункта 8.6 Инструкции), исполнена.
Доводы жалобы о том, что истцу не предлагались вакантные должности, появлявшиеся в период его нахождения в отпуске и в период его временной нетрудоспособности, подлежат отклонению, поскольку положениями специального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, такая обязанность на представителя нанимателя не возложена.
То обстоятельство, что собеседование с истцом "дата" было проведено не начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл или начальником УФСИН России по Республике Марий Эл или по их поручению одним из заместителей, вопреки доводам жалобы не свидетельствует о существенном нарушении установленной Инструкцией процедуры увольнения сотрудников уголовно-исполнительной системы по сокращению штатов.
Как следует из материалов дела, при проведении собеседования "дата" истцу был разъяснен порядок проведения организационно-штатных мероприятий, права и гарантии социальной защиты сотрудника, увольняемого со службы в связи с сокращением штатов, то есть все то, что должно быть разъяснено сотруднику при проведении собеседования в соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 8.6 Инструкции.
При этом во исполнение абзаца девятнадцатого названного пункта Инструкции истцу были предложены все имеющиеся в уголовно-исполнительной системе в Республике Марий Эл вакантные должности, соответствующие его квалификации и ранее занимаемой должности. Вакантные должности предлагались Дымову В.Г. как в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, так и в иных учреждениях, подведомственных УФСИН России по Республике Марий Эл, и центральном аппарате УФСИН России по Республике Марий Эл (л.д. 49).
Из дела следует, что увольнение истца было произведено без учета заключения военно-врачебной комиссии. Указанное было вызвано тем, что составленное по результатам освидетельствования Дымова В.Г. заключение военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 12" ФСИН России, оформленное свидетельством о болезни от "дата" "N", было направлено на утверждение в федеральное казенное учреждение здравоохранения "Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний". "дата" заключение было возвращено без утверждения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у УФСИН России по Республике Марий Эл в связи с указанным оснований для отложения издания приказа о его увольнении до момента утверждения вышестоящей военно-врачебной комиссией заключения о годности истца к службе несостоятельны, поскольку основаны на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения. Дымов В.Г. в случае последующего утверждения в надлежащем порядке заключения военно-врачебной комиссии о его негодности к службе либо ограниченной годности вправе требовать изменения основания его увольнения из уголовно-исполнительной системы.
Ошибочными являются и доводы апелляционной жалобы о возможности увольнения истца "дата" только в случае подачи им соответствующего рапорта со ссылкой на то обстоятельство, что к указанному времени срок нахождения Дымова В.Г. в распоряжении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл не истек в связи с временной нетрудоспособностью истца и нахождением до указанного момента в отпуске. Установленный абзацем одиннадцатым пункта 8.6 Инструкции срок нахождения в распоряжении сотрудника, увольняемого по основанию сокращения штатов, является организационным, возможность его продления на период освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей по болезни, на период его нахождения в отпуске не предусмотрена вышеприведенным правовым регулированием.
Ссылки заявителя жалобы на обстоятельства нарушения его прав при проведении с ним расчета во внимание не принимаются, поскольку не основаны на материалах дела.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дымова В. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Юрова
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.