Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Салиховой Э.И. и Медведевой И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Мухаметовой Ф.Р. Кочергина Д.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2016 года по административному иску Мухаметовой Ф.Р. к Министерству промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухаметова Ф.Р. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и обязать административного ответчика организовать социальное обслуживание населения автомобильным транспортом на территории Медведевского района Республики Марий Эл.
В обоснование требований указано, что Мухаметова Ф.Р. является ветераном труда и имеет право льготного проезда на основании единого социального проездного билета в пределах муниципальных образований "Городской округ "Город Йошкар-Ола" и "Медведевский муниципальный район" на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения.
По результатам проведенного ответчиком отбора, пассажирские перевозки на основании договора от 1 января 2016 года по указанным маршрутам осуществляет ООО " " ... "", которое не осуществляло в январе 2016 года социальные перевозки, что ограничило право истца на льготный проезд автомобильным транспортом.
Между тем Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не приняло мер к организации социального обслуживания населения и не осуществляет контроль за исполнением перевозчиками договорных обязательств.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Мухаметовой Ф.Р. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Мухаметовой Ф.Р.
Кочергин Д.В. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельства дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл представлены возражения относительно доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя Мухаметовой Ф.Р. Кочергина Д.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Волкова Д.И., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия, рассмотрев административное дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Таким образом, в порядке осуществления административного судопроизводства подлежит проверке законность действий публичного органа, связанного с исполнением обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, критерием правильного определения вида судопроизводства, в котором подлежат защите права, является характер правоотношений сторон, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 2 статьи 10, статьи 22 названного федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Меры социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Марий Эл, установлены в пределах полномочий Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2012 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" (далее - Закон от 2 декабря 2012 года N 50-З).
В силу статьи 4 названного закона к категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке, отнесены ветераны труда и приравненные к ним лица, которым, наряду с мерами социальной поддержки, предусмотренными в статье 6 Закон от 2 декабря 2012 года N 50-З, в соответствии со статьей 8 указанного закона должны быть предоставлены дополнительные меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания, порядок предоставления которых устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
Согласно пункту 4 Порядка финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2009 года N 242, уполномоченный орган определяет перечни маршрутов, по которым будут осуществляться социальные перевозки, расписание движения по ним, а также типы и количество транспортных средств по каждому маршруту; готовит проекты договоров на осуществление социальных перевозок; заключает договоры на осуществление социальных перевозок с перевозчиками, отобранными в соответствии с Правилами проведения отбора перевозчиков согласно приложению к настоящему Порядку.
Из удостоверения, выданного Мухаметовой Ф.Р. Территориальным центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов города Йошкар-Олы серии "N", следует, что она имеет права и льготы, установленные статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах".
В январе 2016 года Мухаметова Ф.Р. приобрела единый социальный проездной билет серии "N" "N", дающий право на проезд в троллейбусах и автобусах в течение месяца, обозначенного в билете, в пределах муниципальных образований "Городской округ "Город Йошкар-Ола" и "Медведевский муниципальный район".
Как следует из содержания иска, право на льготный проезд в январе 2016 года на маршрутах пригородного сообщения Мухаметова Ф.Р. реализовать не смогла.
Таким образом, из содержания предъявленного иска и характера правоотношений сторон следует, что имеет место спор о получении истцом мер социальной поддержки, при реализации которых ответчик не наделен по отношению к истцу властными полномочиями, в связи с чем оснований для разрешения заявленных требований, из содержания которых усматривается наличие спора о праве, в порядке административного судопроизводства не имелось.
Следовательно, данный спор рассматривается по правилам искового производства, в ином судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, в том числе в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное, решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2016 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права, а производство по административному делу - прекращению.
Поскольку заявленные требования неподведомственны суду общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства, прекращение производства по данному административному делу не лишает
Мухаметову Ф.Р. возможности обращения в суд с соответствующими требованиями в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2016 года по административному делу по иску Мухаметовой Ф. Р. о признании незаконным бездействия Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и обязании организовать социальное обслуживание населения автомобильным транспортом на территории Медведевского района Республики Марий Эл отменить, производство по административному делу прекратить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Верховного Суда Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Э.И. Салихова
И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.