Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей: Дорожкиной О.Б., Дорожко С.И.,
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовина А. И. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о нарушении прав потребителя,
с апелляционной жалобой истца Вдовина А. И. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 февраля 2016 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вдовин А.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края и просил признать действия ответчика нарушающими его права как потребителя.
В обоснование иска указал, что ответчик продал ему единый социальный проездной билет на август 2015г., который оказался негодным для поездок в транспорте общего пользования частных перевозчиков г. Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01.02.2016г. в удовлетворении исковых требований Вдовину А.И. - отказано.
В апелляционной жалобе Вдовин А.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что продажа ему, как инвалиду 2 группы и федеральному льготнику, единого социального билета за 100 руб. является незаконной. При продаже единого социального билета ответчик гарантировал ему поездки на всех автобусах общего пользования, в том числе в частных автобусах общего пользования, однако указанный билет оказался непригодным для проезда в последних, что признано судом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по доверенности Малахова Р.А., ссылаясь на Постановление Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категория граждан на территории Хабаровского края", действовавшее до 13.11.2015г., указывает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, поскольку на истца обязанность по приобретению единого социального билета не возлагалась, за ним сохранялось право самостоятельно производить оплату проезда за счет полученной суммы ежемесячной денежной выплаты. При предъявлении единого социального проездного билета у истца имелось право бесплатного пользования услугами перевозчиков, с которыми министерством промышленности и транспорта края и муниципальными образованиями были заключены договоры, в частности услугами МУП г. Комсомольска-на-Амуре "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", МУП "Трамвайное управление" г. Комсомольска-на-Амуре, ООО "Восток-транзит". С индивидуальными предпринимателями такие договоры не заключались.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1, 2, 5 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 Постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" определено, что с 1 июля 2005 г. взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования введена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 руб. отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых установлены законодательными актами Хабаровского края.
Пунктом 2 этого же постановления на территории Хабаровского края с 1 июля 2005 г. установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.
Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта.
Для проживающих в городской местности - на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения в период с 01 мая по 01 ноября с 50-процентной скидкой оплаты проезда.
Пунктами 7.3 и 7.4 Постановления от 17.05.2005 г. N 122 Министерству социальной защиты Хабаровского края постановлено обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.
Направлять средства, указанные в подпункте 7.3 настоящего постановления и приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Вдовин А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения (старше 60 лет), является пенсионером по старости и инвалидом второй группы инвалидности по общему заболеванию, установленной бессрочно, согласно справки МСЭ-2011 N от 01.05.2013г. (л.д. 14), и имеет право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету.
Из отзыва Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (л.д. 78 - 79) и возражений на апелляционную жалобу следует, что министерство социальной защиты населения Хабаровского края является органом исполнительной власти края в соответствии с п. 1.1 Положения и министерстве. Согласно п. п. 7.3 - 7.5 Постановления N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" на министерство социальной защиты населения края возложена обязанность обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами и, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с договорами, заключенными министерством промышленности и транспорта края и муниципальными образованиями. В г. Комсомольске-на-Амуре такие договоры заключены с МУП г. Комсомольска-на-Амуре "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" (городское сообщение), МУП "Трамвайное управление" г. Комсомольска-на-Амуре и ООО "Восток-транзит" (пригородное и межмуниципальное сообщение), услугами которых при предъявлении единого социального проездного билета без несения каких-либо дополнительных денежных затрат имел право пользоваться истец. Постановление N 122 утратило силу и с 01.11.2015 г. компенсация проезда отдельным категориям граждан производится в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 г. N 113-пр "Об отдельных мерах социальной поддержки и мероприятиях по оказанию государственной социальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, малоимущим и другим категориям граждан".
Вдовин А.И. имеет возможность пользоваться услугами по проезду на общественном транспорте г. Комсомольска-на-Амуре, предоставляемыми указанными в отзыве перевозчиками, которым производится возмещение затрат по перевозке отдельных льготных категорий граждан.
Министерством социальной защиты населения Хабаровского края с индивидуальными предпринимателями договоры на возмещение затрат по перевозке отдельных категорий граждан не заключались.
Индивидуальные предприниматели осуществляют перевозку пассажиров в автобусах, принадлежащих им на праве собственности, на платной основе с целью систематического извлечения прибыли, следовательно, в силу ст. 2 ГК РФ, они вправе самостоятельно определять вид услуг, оказываемых в рамках своей деятельности (в том числе вправе отказаться от заключения договоров о транспортном обслуживании льготных категорий пассажиров).
Основанием для обращения в суд Вдовина А.И. явилась невозможность использования им единого социального проездного билета, как инвалидом второй группы, для бесплатного проезда в коммерческом транспорте.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Вдовина А.И., суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 46, 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 786, п. п. 2, 5 ст. 790 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ, подпунктами 12, 24 п. 2, п. 3.1, п. 5 ст. 26.3, ст. 26.3.1, ч. 2 ст. 26.14 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", пунктами 7.3, 7.4, 7.5, 9.3 Постановления Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", исходил из того, что требования истца необоснованные, так как возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях, тогда как возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету не предусмотрено; что истцом не представлено суду доказательств факта нарушения ответчиком его прав, как потребителя.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела, исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку, поскольку истец при предъявлении единого социального проездного билета без несения каких-либо дополнительных денежных затрат имел право пользоваться транспортными услугами МУП г. Комсомольска-на-Амуре "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" (городское сообщение), МУП "Трамвайное управление" г. Комсомольска-на-Амуре и ООО "Восток-транзит" (пригородное и межмуниципальное сообщение), тогда как с индивидуальными предпринимателями министерством социальной защиты населения Хабаровского края договоры на возмещение затрат по перевозке отдельных категорий граждан не заключались и индивидуальные предприниматели осуществляют перевозку пассажиров в принадлежащих им автобусах на платной основе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при продаже единого социального билета ответчик гарантировал ему поездки, в том числе в частных автобусах общего пользования, судебная коллегия отклоняет, как не подтвержденные относимыми и допустимыми доказательствами и опровергающимися нормами действующего законодательства, приведенными в обжалуемом решении и в апелляционном определении.
Доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба не содержит.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 февраля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Вдовина А. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: О.Б. Дорожкина
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.