Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Иском Е.П.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 20 ноября 2015 года, приостановлении исполнительного производства N,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Гордилионовой Е.В. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 27 января 2016 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя УФССП России по Хабаровскому краю Якубович Е.В., представителя "ВРУЖО" МО РФ Никифоровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N. Административный истец подал заявление об отложении исполнительских действий, однако постановления судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительских действий либо от отказе в отложении исполнительских действий в адрес Учреждения не поступило. В ФГКУ "Востокрегионжилье" переданы: постановление о взыскании исполнительского сбора от 20.11.2015 и требование об исполнении исполнительного производства N путем принятия решения о перерасчете субсидии, исходя из поправочного коэффициента 2,375, возложении обязанности обеспечить доплату с учетом ранее выплаченной субсидии.
С постановлением о взыскании исполнительского сбора не согласно, поскольку Учреждение является бюджетной организаций, финансируемой за счет средств Министерство обороны Российской Федерации через бюджетного распорядителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", собственные расчетные счета отсутствуют, в связи с чем взыскание исполнительского сбора и предоставление платежного поручения о его оплате исполнить невозможно.
Кроме того, ФГКУ "Востокрегионжилье" подана кассационная жалоба с заявлением о приостановлении исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, в порядке ст. 381 ГПК РФ. В случае удовлетворения кассационной жалобы, поворот исполнения судебного акта и его исполнение может быть затруднено или невозможно.
Просило признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 20 ноября 2015 года; в соответствии со ст. 359 КАС РФ приостановить исполнительное производство N до рассмотрения или возвращения кассационной жалобы из Верховного Суда Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 27 января 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что суд первой инстанции с недостаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены неверно.
Суд не учел, что ФГКУ "Востокрегионжилье" является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, через бюджетного распорядителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю". Собственные расчетные счета у ФГКУ "Востокрегионжилье" отсутствуют, в связи с чем взыскание исполнительского сбора исполнить не представляется возможным по объективным причинам:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции по обеспечению военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) жилыми помещениями (в том числе жилищными субсидиями) через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено Федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 20.09.2010 N 1144 и от 23.09.2010 N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации.
Федеральное государственное казенное учреждение "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации состоит на финансово-экономическом обеспечении в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" по договору на обслуживание от 31.12.2010 N, на основании которого ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" обязуется осуществлять все операции с денежными средствами, ведение учета и составление отчетности, начисление и перечисление налогов, страховых взносов в Федеральный бюджет, внебюджетные фонды.
Финансирование осуществляется через ФКУ "УФО по Хабаровскому краю" Минобороны России посредством подачи заявок в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Суд не принял во внимание, что ФГКУ "Востокрегионжилье" бюджетная заявка в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации для выделения денежных средств, для выплаты и перерасчета жилищной субсидии для военнослужащих в 2015 году была подана 16.03.2015 N. Заявка на обеспечение и выделение лимитов на обеспечения жилищной субсидии военнослужащих в 2015 году была произведена до вынесения решения Хабаровским гарнизонным военным судом и поступления в адрес ФГКУ "Востокрегионжилье" постановления о возбуждении исполнительного производства N. Денежные средства на перерасчет жилищной субсидии ФИО1 не были заложены на обеспечение военнослужащих в 2015 году.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ дополнительно пояснила, что в настоящее время решение Улан -Удэнского гарнизонного военного су4да от 23 апреля 2015 года обжалуется, не всту4пило в законную силу.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы настоящего административного дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как усматривается из материалов дела, 23.04.2015 Улан-Удэнским гарнизонным военным судом вынесено решение по гражданскому делу N, которым на начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассчитать сумму жилищной субсидии ФИО1 с применением поправочного коэффициента 2,375, обеспечить доплату субсидии с учетом ранее выплаченной субсидии.
Во исполнение указанного решения 30.09.2015 Улан-Удэнским гарнизонным военным судом выдан исполнительный лист N, на основании которого 27.10.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району города Хабаровска возбуждено исполнительное производство N.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принято постановление о взыскании с ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России исполнительского сбора в размере "данные изъяты" в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного настоящим Кодексом для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.
По общему правилу решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (статьи 187, 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу.
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, принявшим судебный акт (часть 11 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено, что ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России подана апелляционная жалоба на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 23.04.2015, которая определением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 26.05.2015 оставлена без движения.
Не согласившись с определение об оставлении апелляционной жалобы без движения, административным истцом подана частная жалоба с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Определением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 02.07.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10.09.2015, в восстановлении срока на подачу частной жалобы отказано.
Постановлением президиума Восточно-Сибирского окружного военного суда от 26.02.2016 определение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 02.07.2015, апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10.09.2015 отменены, дело с частной жалобой ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России на определение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 26.05.2015 передано в суд апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России была своевременно подана апелляционная жалоба на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 23.04.2015, вопрос о принятии и рассмотрении ее в суде апелляционной инстанции по существу разрешен Президиумом Восточно - Сибирского окружного военного суда, следует что решение суда 23.04.2015 не вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для применения штрафных санкций в виде взыскания исполнительского сбора в отношении должника - ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России по решению Улан - Удэнского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2015 года, не вступившему в законную силу, обжалуемому в апелляционном порядке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления, в связи с чем считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 27 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 20 ноября 2015 года, приостановлении исполнительного производства N - отменить, апелляционную жалобу представителя административного истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России Гордилионовой Е.В. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска о взыскании исполнительского сбора N от 20 ноября 2015 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
Е.П. Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.