Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 26 апреля 2016 г. по делу N 33а-152/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Николаева И.В.,
при секретаре Липатовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Гладких С.Г. - Шишкиной В.Г. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2016 года, в соответствии с которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Гладких С.Г. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Пенза) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение (территориальное, г. Пенза) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации), связанного с отказом в принятии административного истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи пять человек.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, окружной военный суд
установил:
Гладких проходит военную службу по контракту в войсковой части N, проживает в служебном жилом помещении с составом семьи пять человек: супруга - Г. И.В., дочери - Г. Д.С. и Г. Е.С., а также сын - Г. А.С., N года рождения, в которое последние вселены в качестве членов его семьи, и подлежит увольнению с военной службы на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
29 ноября 2015 года Гладких обратился к начальнику отделения (территориальное, г. Пенза) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 5 человек.
Решением названного должностного лица от 12 января 2016 года N Гладких принят на соответствующий учёт с составом семьи 4 человека: супруга и две дочери. Этим же решением на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что сын - Г. А.С. в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не является членом семьи военнослужащего, то есть достиг возраста 23 лет, административному истцу отказано в принятии сына на учёт нуждающихся в составе его семьи.
Считая свои права нарушенными, Гладких обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать такое решение начальника отделения (территориальное, г. Пенза) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации незаконным и отменить его, а также обязать указанное должностное лицо принять на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 23 ноября 2015 года его сына - Г. А.С. в составе членов его семьи.
Пензенский гарнизонный военный суд решением от 12 февраля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Гладких отказал.
В апелляционной жалобе Гладких просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого в жалобе её автор, приводя положения ч. 1 ст. 69 ЖК Российской Федерации, п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом МВД Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 75, а также п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", а также указывая, что его сын - Г. А.С., записан в личном деле в качестве члена его семьи, вселён в служебную квартиру в качестве такового, ведёт с ним общее хозяйство, а коммунальные платежи он производит из расчёта пяти человек, проживающих в жилом помещении, приходит к выводу о том, что его сын, которому исполнилось 23 года, является членом семьи военнослужащего и может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе его семьи.
Представитель административного ответчика Богатырёва Е.Е. в поданных на апелляционную жалобу возражениях просит решение суда оставить без изменения, а жалобу представителя административного истца Шишкиной В.Г. - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 29 ноября 2015 года Гладких обратился к начальнику отделения (территориальное, г. Пенза) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации с заявлением о принятии его с составом семьи пять человек - он, супруга, две дочери и сын на учёт нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением названного выше должностного лица от 12 января 2016 года N Гладких принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 4 человека: супруга и две дочери. В постановке на учёт сына Г. А.С. административному истцу отказано, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он не является членом семьи военнослужащего.
Отказывая Гладких в удовлетворении его требований, суд первой инстанции указал в решении, что сын административного истца, возраст которого составляет 24 года, не может являться членом семьи военнослужащего, поскольку судом не установлено обстоятельств ведения им со своим отцом совместного хозяйства, а также в связи с тем, что Гладких С.Г. и члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма.
Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании закона и определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Указав на отсутствие оснований для признания административного истца нуждающимся в жилом помещении с учётом сына, суд оставил без внимания положения Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В соответствии п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями, в том числе в форме их предоставления в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно п. 5 ст. 2 названного Федерального закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. При этом к членам семей военнослужащих относятся, в том числе дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают возможность предоставления социальных гарантий, в том числе связанных с обеспечением жилыми помещениями, и лицам, не перечисленным в п. 5 ст. 2 названного закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации уточнил круг лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями совместно с военнослужащими, в связи с чем требования п. 5 ст. 2 приведённого выше Закона необходимо толковать в системном единстве с положениями ЖК Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями, к которым на основании п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации относятся служебные жилые помещения, применяются правила, предусмотренные ст. 65 (права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма), ч. 3 и 4 ст. 67 (права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма) и ст. 69 (права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) ЖК Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, сын административного истца - Г. А.С., зарегистрированный при войсковой части N и не имеющий в собственности жилых помещений, совместно с нанимателем, свои отцом - Гладких С.Г., матерью и двумя сёстрами был вселён в служебное жилое помещение в качестве члена семьи, при этом административный истец вносит плату за коммунальные услуги за пользование занимаемой квартирой и общим имуществом в доме, из расчёта пяти человек, в ней проживающих, что свидетельствует о ведении ими совместного хозяйства.
Таким образом, Г. А.С., проживающий совместно со своим отцом в служебном жилом помещении в качестве члена его семьи, имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что вытекает из ч. 1 ст. 69 ЖК Российской Федерации.
С учётом этого, окружной военный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, в связи с чем обжалуемое судебное решение в соответствии п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца Г. А.С.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 2 ст. 309, п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Пензенского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Гладких С.Г. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Пенза) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи пять человек, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права, отменить и принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление Гладких С.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Пенза) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 12 января 2016 года N в части отказа в принятии на учёт нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, члена семьи административного истца Гладких С.Г. - сына Г. А.С.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Пенза) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учёт нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, члена семьи административного истца Гладких С.Г. - сына Г. А.С.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.