Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Левый берег" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Левый берег" является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метра, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров. Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования - дачное строительство, располагаются по адресу: "адрес".
В отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена кадастровая стоимость в размере "данные изъяты" рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
Истец обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков, указывая следующее: до внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования данных земельных участков (участки имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства) кадастровая стоимость земельных участков составляла в отношении участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля. Истец полагает, что у органа государственного кадастрового учета не имелось оснований для изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года N 1189 - п (далее - постановление N 1189- п). Земельные участки административного истца в перечень объектов, подлежащих оценке, результаты которой утверждены данным постановлением, не вошли, изменение вида разрешенного использования земельных участков имело место в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оснований для применения удельного показателя кадастровой стоимости, определенного данным постановлением у органа кадастрового учета не имелось.
Кроме того, истец указывает на то, что нет оснований для применения указанного постановления N 1189 - п при определении кадастровой стоимости земельных участков истца в связи с тем, что данным постановлением определена кадастровая стоимость земельных участков объединений. Земельные участки истца не относятся к землям объединений, в том числе дачных объединений. Земельные участки имеют вид разрешенного использования - "дачное строительство". Вопросы определения кадастровой стоимости таких земельных участков постановление N 1189 - п не регулирует.
В судебном заседании представитель ООО "Левый берег" по доверенности Федорова С.С. административное исковое заявление поддержала.
Административные ответчики - Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра представили отзывы на административный иск ООО "Левый берег", в котором просили оставить его без удовлетворения. В отзывах административные ответчики описали процедуру принятия решения об определении кадастровой стоимости земельных участков в вышеприведенном размере, полагая соответствующей ее законодательству, регулирующему вопросы государственной кадастровой оценки.
Заинтересованное лицо - администрация Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области оставило разрешение требований иска на усмотрение суда.
Административный ответчик - Правительство Ярославской области и заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению ООО "Левый берег" не представили суду.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Левый берег" не имеется.
Согласно части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Судом установлено: ООО "Левый берег" на основании акта приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ являлось собственником земельных участков с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метра, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.метров, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, располагающихся по адресу: "адрес". Земельные участки имели вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
ДД.ММ.ГГГГ проведен их государственный кадастровый учет, определена кадастровая стоимость земельных участков на ДД.ММ.ГГГГ, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" рубля, определенного постановлением Администрации Ярославской области от 05.03.2007 N 53-а "Об утверждении минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков Ярославской области".
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила для земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области N в отношении земельных участков изменен вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на дачное строительство.
На основании заявления уполномоченного представителя ООО "Левый берег" ДД.ММ.ГГГГ проведен учет изменений в сведениях государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" рублей, определенного постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области".
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила "данные изъяты" рубля; земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.15 указанного Федерального закона определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно приказу Росреестра от 12.05.2015 N П/210 Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра) наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Ранее ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра осуществляло данные полномочия на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленные вышеприведенными нормативными актами основания для установления кадастровой стоимости земельных участков административного истца в связи с изменением вида их разрешенного использования у органа кадастрового учета имелись.
ДД.ММ.ГГГГ в Государственном кадастре недвижимости уполномоченным органом кадастрового учета учтены соответствующие изменения. В силу части 1 статьи 24.19 Федерального закона и положений вышеприведенных Методических указаний с указанного момента орган кадастрового учета обязан установить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с измененным видом их разрешенного использования.
При этом орган кадастрового учета применяет значения удельных показателей кадастровой стоимости, действующих на дату определения кадастровой стоимости.
В связи с этим доводы административного истца о том, что изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков внесены позднее вступления в силу постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1189-п не имеют правового значения.
Органом кадастрового учета применен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к виду "дачные объединения", средний по Тутаевскому муниципальному району.
Суд полагает, что значение удельного показателя, подлежащее применению для определения кадастровой стоимости земельных участков истца, определен органом кадастрового учета правильно.
Особый порядок определения кадастровой стоимости для земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, Методическими указаниями не установлен.
Таким образом, орган государственного кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельных участков истца правильно руководствовался положениями пункта 2.3.1 Методических указаний.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1.3 указанных Методических указаний они не применяются для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений.
При этом пункт 1.2 Методических указаний содержит исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых определяется кадастровая стоимость земельных участков на основании данного нормативного акта. Среди приведенных видов разрешенного использования такого вида как дачное строительство не имеется.
Согласно пункту 1.2 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Назначение земельных участков административного истца с разрешенным видом использования "дачное строительство" в полном объеме соответствует приведенному понятию Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
При этом необходимо отметить, что указанный нормативный акт возможность определения кадастровой стоимости земельного участка по виду разрешенного использования "дачное объединение" не связывает с участием его владельца в соответствующем объединении. Определение кадастровой стоимости по данному виду разрешенного использования определяется целями использования земельного участка, что в настоящем административном деле нашло свое подтверждение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков истца по виду "дачные объединения" определен органом кадастрового учета верно.
Выявление и устранение технической ошибки органом кадастрового учета в части даты определения кадастровой стоимости о незаконности действий данного органа по определению кадастровой стоимости не свидетельствует.
Таким образом, суд установленных законом оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков административного истца не находит. Суд не установилнедостоверности сведений, на основании которых была определена кадастровая стоимость земельных участков истца.
Руководствуясь статьями 175 - 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Левый берег" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.