Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев по материалам дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, жалобу МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова" на постановление мирового судьи судебного участка N1 Ростовского судебного района Ярославской области от 17 декабря 2015г. и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 26 января 2016г.,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 октября 2015г., составленному главным специалистом отдела лицензирования департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, в ходе проверки соблюдения лицензионных требований МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова", проходившей с 12 октября 2015г. по 23 октября 2015г. установлено несоблюдение лицензионных требований, установленных п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N291, а именно: на момент проверки не представлены документы, подтверждающие наличие руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, имеющего высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", за что ч.2 ст.19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 Ростовского судебного района Ярославской области от 17 декабря 2015г. МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Как следует из постановления, МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова" нарушены пп."в" п.4, п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N291.
Решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 26 января 2016г. указанное постановление изменено, исключено указание на нарушение п.5 Положения, в остальном указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова" - без удовлетворения.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление о делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда ставится вопрос об их отмене.
Изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат отмене с учетом следующего.
В соответствии с ч.2 ст.19.20 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность.
При этом, в силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, место, время совершения и событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как видно из протокола об административном правонарушении, в разделе "Описание административного правонарушения" содержится лишь неточное воспроизведение пп."в" п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N291, указывается, что "на момент проверки не представлены документы, подтверждающие наличие руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности", имеющего соответствующее образование.
Между тем, согласно пп."в" п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N291, к лицензионным требованиям, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности относится, в частности, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Таким образом, по смыслу указанного пункта Положения требуется наличие у руководителя медицинской организации, его заместителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, а также руководителя структурного подразделения иной (т.е., немедицинской) организаций ответственного за осуществление медицинской деятельности соответствующего образования и соответствующего сертификата. Представления же "документов, подтверждающих наличие руководителя" с соответствующим образованием, по смыслу пп."в" п.4 Положения не требуется.
Вместе с тем, конкретных обстоятельств административного правонарушения с описанием элементов его состава, а также иных сведений, необходимых для разрешения дела, в частности, наименования "структурного подразделения", должности его руководителя, а также наименования "иной организации" протокол об административном правонарушении не содержит.
Не содержат таких обстоятельств и сведений также постановление мирового судьи и решение судьи районного суда.
Между тем, в силу ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
С учетом имеющегося по делу протокола об административном правонарушении, а также нарушений должностными лицами, возбудившими дело об административном правонарушении, положений ст.ст1.5, 1.6 КоАП РФ, установить элементы состава административного правонарушения, вменяемого в вину МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова", не представляется возможным.
В силу п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N1 Ростовского судебного района Ярославской области от 17 декабря 2015г. и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 26 января 2016г. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N7 г.Ростова" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель
Ярославского областного суда Ананьев В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.