Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.
судей Ананиковой И.А., Бутиной Е.Г.
с участием прокурора Попова А.Б.
при секретаре Яковенко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску прокурора города Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Братска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО г. Братска Коробейникова Д.А.
на решение Братского городского суда Иркутской области от 3 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с иском, прокурор с учетом заявления об уточнении требований (л.д. 73-76) просил признать незаконным бездействие Администрации МО г. Братска по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки площадью 1 га, находящейся на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, расположенном напротив ГСК "Целлюлозник" в г. Братске на расстоянии 20 м от въезда в вышеуказанный ГСК вдоль асфальтированной дороги, не имеющей наименования; возложить на Администрацию МО г. Братска обязанность устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и принять меры к ликвидации названной несанкционированной свалки путем сбора и вывоза бытовых и иных отходов на специализированный полигон твердых бытовых отходов. Мотивировал это тем, что Администрация МО г. Братска несет ответственность за содержание территории муниципального образования, однако допустила загрязнение и захламление земель, находящихся в черте городского округа, бытовыми и иными отходами, что создает реальную опасность для здоровья населения и наносит вред среде обитания.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Росимущества по Иркутской области, в качестве третьего лица - ОАО "Иркутская электросетевая компания" (л.д. 65).
Приведенным выше решением суда постановлено признать незаконным бездействие Администрации МО г. Братска по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки площадью 1 га, находящейся на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, расположенном напротив ГСК "Целлюлозник" в г. Братске на расстоянии 20 м от въезда в вышеуказанный ГСК вдоль асфальтированной дороги, не имеющей наименования; возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на указанном земельном участке, путем сбора и вывоза бытовых и иных отходов на специализированный полигон твердых бытовых отходов в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО г. Братска Коробейников Д.А. просит решение отменить. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице своего уполномоченного органа - Территориального управления Росимущества по Иркутской области, так как к полномочиям Администрации МО г. Братска относятся мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, при этом обязанность по ликвидации отходов законом возложена на собственников отходов. Поскольку по данному делу собственник отходов не установлен, то ответственность за ликвидацию несанкционированной свалки должен нести собственник земельного участка, не осуществлявший надлежащий контроль за его использованием.
В возражениях относительно апелляционной жалобы участвовавший в деле прокурор Исаканова Л.Е. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения представителя ответчика Коробейникова Д.А., прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
На основании статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из положений ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в ходе проведения прокурорской проверки и подтверждено материалами дела, на территории г. Братска на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, расположенном напротив ГСК "Целлюлозник" на расстоянии 20 м от въезда в вышеуказанный ГСК вдоль асфальтированной дороги, не имеющей наименования, выявлена несанкционированная свалка, занимающая площадь 1 га.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно на Администрацию МО г. Братска должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на вышеуказанном участке. Такой вывод согласуется с приведенными выше нормам материального права.
Довод апелляционной жалобы о принадлежности земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, Российской Федерации не содержит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
В силу положений ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Несанкционированная свалка находится в административных границах МО г. Братска, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят имеет разрешенное использование: для размещения объектов лесоперерабатывающего и вспомогательного производства. Вместе с тем, в аренду не передан, и иных землепользователей, кроме МО г.Братска, в отношении этого земельного участка не установлено.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов, образующих несанкционированную свалку на территории МО г. Братска, не установлен, то отходы являются собственностью муниципального образования. Поэтому Администрация в соответствии с установленным законодательством бременем содержания территории, как орган местного самоуправления, обязана принять меры к ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия учитывает, что бездействие Администрации МО г. Братска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых, строительных отходов, мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Ссылка представителя Коробейникова Д.А. на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П, не опровергает суждений суда, изложенных в обжалуемом решении. Как указал Конституционный Суд, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
Следовательно, удовлетворение иска к Администрации МО г.Братска, как единственному установленному землепользователю, не противоречит изложенной Конституционным Судом правовой позиции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Братского городского суда Иркутской области от 3 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Зубкова
Судьи И.А. Ананикова
Е.Г. Бутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.