Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.
судей Мертехина М.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2016 года апелляционную жалобу Ответчиковой Е.Н. на решение Серпуховского городского суда Московской области от 03 марта 2016 года по делу по иску Ответчиковой Е.Н. к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N11 по г.Москве и Московской области" о признании незаконным решения, о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.
объяснения Стерлигова А.В. - представителя Ответчиковой Е.Н. по доверенности; Поповой Л.А. - представителя ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N11 по г. Москве и Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Ответчикова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N11 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, просила включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды ее работы с 20.03.2006 г. по 27.11.2014 г., с 01.03.2015 г. по 05.11.2015 г. в качестве бортпроводника в авиакомпании ОАО "АК "Трансаэро" и назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 05.11.2015 г., ссылаясь на то, что ответчиком принято неправомерное решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости из-за того, что бортпроводник не входит в состав летного экипажа и не имеет право на назначение пенсии в льготном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала.
Решением Серпуховского городского суда от 03 марта 2016 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Ответчикова Е.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела усматривается, что истица в период с 20.03.2006 г. по 27.11.2014 г. и с 01.03.2015 г. по 05.11.2015 г. работала бортпроводником в "АК "Трансаэро".
05 ноября 2015 года Ответчикова Е.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 22.01.2016 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице отказано. Принимая решение, ответчик исходил из того, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу, являются обслуживающим персоналом согласно Воздушного кодекса РФ, не относятся к летному составу и не имеют права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
В связи со вступлением в законную силу 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28.12.2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N400-ФЗ.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные требования содержались и в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действующего в указанной части до 01.01.2015 года.
Пункт 2 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства и исходил из того, что согласно ст. 22 Воздушного кодекса СССР, ст. 56 Воздушного кодекса РФ, бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный, относятся к обслуживающему персоналу, следовательно, не пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (Определения от 24.06.2008 г. N 340-О-О; от 16.11.2006 г. N 512-О; от 21.12.2006 г. N 579-О).
Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии Воздушным кодексом СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, бортпроводникам ( женщинам) право на досрочную пенсию предоставлено на основании Списка N1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года по пункту 1 части 1 стать 30 Федерального закона N400-ФЗ по достижении возраста 45лет (при наличии специального стажа продолжительностью не менее 7 лет 6 месяцев, страхового стажа не менее 15 лет).
Объединение понятий "летный состав" и "экипаж воздушного судна" влечет к неправомерному отнесению бортпроводников к летному составу, а изменение Воздушного кодекса РФ не изменяет нормы пенсионного законодательства.
Согласно представленным в деле документам, подтверждающим работу истицы в спорные периоды, она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со Списком N 1, разделом XXI, подразделом 3, позиция 12003000-11217 - бортпроводник.
Учитывая, что Ответчикова Е.Н. не имела установленного законом 15-летнего страхового стажа, а также к моменту обращения за пенсией она не достигла возраста 45 лет, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев, суд обоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны правовой позиции, изложенной истицей в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу, основаны на неверном толковании норм закона и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ответчиковой Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.