Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2016 года апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 23 сентября 2015 года по делу по административному иску Селищевой Нины Алексеевны к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Селищевой Н.А. - Гущина С.В.,
установила:
Селищева Н.А. обратилась с заявлением, просила признать недействительным решение администрации городского округа Химки об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "данные изъяты" для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в аренду на 49 лет согласно подготовленному плану; возложить на администрацию городского округа Химки обязанность предварительно согласовать предоставление Селищевой Н.А. указанного земельного участка, и выдать утвержденную схему его расположения на кадастровом плане территории.
Администрация г.о. Химки с заявлением не согласилась по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Решением Химкинского городского суда Московской области заявление оспариваемый отказ признан незаконным, на администрацию г.о.Химки возложена обязанность рассмотреть заявление Селищевой Н.А. от 27 мая 2015 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в аренду на 49 лет, в порядке, предусмотренном ст.ст. 39.15 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Химки просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 7 июня 2011 года на администрацию г.о.Химки возложена обязанность поставить Селищеву Н.А. на учет нуждающихся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства с 26 января 2011 года. При этом суд исходил из того, что право на предоставление земельного участка возникло на основании абз.14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в связи с инвалидностью заявителя.
Селищевой Н.А. указано, что решение суда исполнено, постановлением судебного пристава - исполнителя от 15.12.2011 года исполнительное производство в отношении администрации городского округа Химки Московской области окончено ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.
Вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 17 января 2013 года Селищевой Н.А. отказано в признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по адресу: "данные изъяты" в долгосрочную аренду в связи с тем, что заявитель обращалась в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не как инвалид, имеющий первоочередное право на получение земельного участка, а на общих основаниях. Суд признал правомерным решение о выставлении земельного участка на торги ввиду поступления заявления о его предоставлении от иного лица.
Спорный земельный участок не выставлен на торги и не предоставлен гражданам.
27 мая 2015 Селищева Н.А., ссылаясь на п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", пп. 14 и 15 п. 2 ст. 39.6, ст.ст. 39.17, 39.18 Земельного кодекса РФ, обратилась к администрации г.о. Химки с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в аренду на 49 лет, приложив выполненные кадастровым инженером схему расположения земельного участка на кадастровом плане и план границ земельного участка.
Ответом от 26 июня 2015 года администрация г.о. Химки сообщила заявителю о невозможности формирования и предоставления земельного участка в связи с нахождением его значительной части в береговой полосе водного объекта, отсутствии сведений о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствием в приказе Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 испрашиваемого вида разрешенного использования. Также сделана ссылка на требование ст. 39.18 ЗК РФ о публикации извещения о приеме заявления о намерении участвовать в аукционе.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что нуждаемость заявителя, как инвалида, на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства (ч.4 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") подтверждена состоявшимся решением суда, вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" предусмотрен ч.14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании которого заявитель реализует свое право на получение земельного участка. Такое наименование вида разрешенного использования не противоречит классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540. Более того, названный нормативный правовой акт имеет меньшую юридическую силу по сравнению с федеральным законом, в связи с чем при наличии противоречий подлежит применению федеральный закон.
Суд также указал, что нахождение части земельного участка в береговой полосе водного объекта административным ответчиком не подтверждено.
Согласиться с выводами суда об удовлетворении заявленных Селищевой Н.А. требований судебная коллегия не может, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 4 ст. 13 того же Федерального закона, орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Земельным кодексом РФ устанавливается различный порядок для предоставления гражданам, являющимся членами некоммерческих объединений, созданных гражданами, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 39.10 ЗК РФ), или таковыми не являющимися (ч. 4, 5, 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
В силу ч. 1, 2 ст. 39.3 ЗК РФ в первом случае продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов, во втором - на торгах в форме аукциона.
Аналогичные правила установлены при предоставлении земельных участков в аренду, в силу п. 7 ч. 2, ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ - в первом случае без торгов, во втором - на торгах в форме аукциона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более пять лет.
Устанавливая особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, гражданам для ведения садоводства, дачного хозяйства, ст. 39.18 ЗК РФ указывает, что с заявлением о намерении участвовать в аукционе, могут обратиться граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок (ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Таким образом, для граждан, желающих приобрести земельные участки для перечисленных целей путем участия в аукционе, не требуется признание их нуждающимися в земельных участках, в отличие от граждан, имеющих намерение приобрести земельный участок в порядке, предусмотренном для членов некоммерческих объединений, в отношении которых указано, что для включение в список в силу ст. 13 Федерального закона N 66-ФЗ одной заинтересованности в предоставлении земельного участка недостаточно, они должны быть нуждающимися в таких земельных участках.
Усматривается, что решением Химкинского городского суда от 07.06.2011 года на администрацию городского округа Химки была возложена обязанность поставить Селищеву Н.А. на учет лиц, нуждающихся в предоставлении земельного участка, однако не в первоочередном (льготном) порядке.
То есть, Селищева Н.А. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении дачного участка в общем порядке, однако в заявлении ею испрашивается о согласовании предоставления ей земельного участка как инвалиду в индивидуальном порядке без проведения аукциона.
Следовательно, по мнению судебной коллегии, ссылка на вышеуказанное решение суда неосновательна.
Кроме того, суд не принял во внимание, что испрашиваемый земельный участок находится на землях населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Согласно п. 5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно пункту 11 той же статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Таким образом, по общему правилу, положения земельного законодательства не предусматривают предоставления земельных участков частным лицам в индивидуальном порядке для ведения дачного хозяйства на землях населенных пунктов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В силу п. 2 ч. 9 той же статьи, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Однако правила землепользования и застройки городского округа Химки не приняты, следовательно, испрашиваемый земельный участок не включен в зону, которая бы предусматривала возможность предоставления его для ведения дачного хозяйства.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у административного ответчика не имелось обязанности согласовать Селищевой Н.А. предоставление спорного земельного участка, поскольку он не может быть предоставлен для испрашиваемых целей.
Таким образом, решение судом принято без учета норм материального права, в связи с чем его нельзя признать законным и обоснованным.
В связи с чем судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Селищевой Н.А. требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 23 сентября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Селищевой Нины Алексеевны отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.