Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО12
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес"
по апелляционной жалобе ФИО1 по "адрес" на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
ФИО2 в административном исковом заявлении указывает, что является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, своевременно проходила переучет и продлевала срок действия статуса вынужденного переселенца, а в последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ При очередном обращении в ФИО1 по "адрес" она получила отказ в продлении срока действия названного статуса в связи с получением в 1999 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 132 523 руб. Полагая основание отказа необоснованным, поскольку полученная компенсация лишь частично возместила причиненный ущерб, просит признать действия ФИО1 по "адрес" неправомерными и обязать продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства.
В судебном заседании ФИО2 поддержала заявленные требования.
ФИО1 по "адрес" ФИО7 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд обязал ФИО1 по "адрес" продлить ФИО2 срок действия статуса на один год, отказав в продлении статуса до полного жилищного обустройства.
В апелляционной жалобе ФИО1 административного ответчика ФИО7, ссылаясь на жилищную обустроенность ФИО2, просит решение суда отменить.
Проверив обоснованность доводов жалобы, изучив материалы дела, выслушав ФИО1 по "адрес" ФИО8, поддержавшую доводы жалобы, административного истца ФИО2, просившую решение суда оставить в силе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно ч. 5. ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 предусмотрены компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.
Утвержденный этим Постановлением Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение компенсаций за жилье и имущество, а также устанавливает размеры компенсационных выплат и условия их предоставления.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Порядка компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв.м. общей площади), но не более 120 000 руб. на семью. Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв.м. общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
В соответствии с п. 6 Порядка компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5 000 руб. на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1 000 руб. на каждого последующего члена семьи, но не более 20 000 руб. на одну семью.
Как усматривается из материалов дела, административный истец ФИО2 является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, срок действия статуса ей продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ФИО2 отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 132 523 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В нем указано, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является, выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" в 1999 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 1999 г. для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по "адрес" на II квартал 1999 г. в размере 3550 руб. (средняя рыночная стоимость жилья за I квартал 1999 года не установлена).
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Как следует из выписки базы данных "Компенсация" ФИО1 по "адрес", семья административного истца на момент получения компенсации состояла из трех человек ( ФИО2, ФИО9 и ФИО10). Размер выплаченной компенсации за утраченное жилье согласно постановлению Правительства РФ N составляет 117 523 (132 523 - 15 000 (компенсация за утраченное имущество). Следовательно, на ФИО2 приходится 11 кв.м. (117 523 : 3 550 руб. : 3 человека) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы ФИО2 о ее необустроенности на новом месте жительства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не опровергнуты, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО2 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 по "адрес" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.