Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Набок Л.А.,
судей - Ефремовой Л.Н. и Ласковской С.Н.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой И.А. на решение Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Смирновой И.А. отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ласковской С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара об обязании предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Главе Администрации городского округа Самара с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в границах городского округа Самара и указала пожелания в отношении территории, на которой мог бы ей быть предоставлен такой участок для строительства, либо для целей, не связанных со строительством. Она является "данные изъяты", бессрочно. В заявлении истица сознательно не указала вид разрешенного использования участка, так как не возражает в принципе, какой земельный участок ей будет предоставлен. Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, истице отказано в выделении земельного участка в связи с тем, что на территории г. Самары невозможно реализовать такое право по причине высокой численности городского населения. Смирнова И.А. считает, что имеет право на первоочередное предоставление земельного участка, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков и ссылки на высокую численность населения нарушают ее права.
На основании изложенного, истица просила суд обязать Администрацию городского округа Самара предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства, либо для целей, не связанных со строительством в пределах городской черты.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Смирнова И.А. просит об отмене названного решения суда, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В заседании судебной коллегии представитель Смирновой И.А. - Ташин Д.Н., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о причинах невозможности явки в судебное заседание не уведомили.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела
, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).
Предоставление земельного участка на основании ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" зависит от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, данная норма не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение земельным участком с их материальным положением.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено, что Смирнова И.А. является "данные изъяты" по "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что подтверждается справкой Серии N N, выданной Филиалом N21 ГБ МСЭ по Самарской области на основании акта N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева N от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова И.А. поставлена на учет на получение жилой площади, с указанием на то, что ее семья состоит из 2-х человек, проживает по "адрес" на частной квартире.
Из письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в связи с пересмотром списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Смирновой И.А. предложено предоставить в жилищный отдел справку с места жительства.
Согласно справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33) Смирнова И.А. зарегистрирована одна по адресу: "адрес", размер площади занимаемого жилого помещения составляет 53,30 кв.м. (при норме предоставления на одного человека в соответствии с Постановлением Самарской городской Думы N171 от 27.10.2005 г. (в ред. от 14.12.2006 г.) - 26 кв.м. общей площади; на семью из двух и более человек - по 14 кв.м. общей площади жилого помещения).
ДД.ММ.ГГГГ. Смирнова И.А. обратилась к Главе Администрации городского округа Самара с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка бесплатно.
Указанное обращение было направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
24.08.2015г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отказал в удовлетворении заявления истицы о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по тем основаниям, что согласно п. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" реализация данного права в границах городского округа Самара не представляется возможной. При этом, Департамент разъяснил Смирновой И.А., что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности возможно в соответствии с действующим законодательством (л.д.5-7).
Истец с данным отказом не согласилась и обратилась в суд с настоящим иском.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
На основании п.1, п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Одним из основных принципов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.5. ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Правил дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В ст. 9 Закона Самарской области "О земле" перечислены категории граждан, которым земельные участки предоставляются в собственность бесплатно для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства: ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
Указанный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствует такая категория граждан как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно п. 14 ч.2 ст. ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Однако, возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно нормами действующего законодательства, Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области "О земле", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена.
Вместе с этим, следует учесть, что в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
При этом, исходя из п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 данного Кодекса.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при обращении в суд истцом не указан вид права, на котором она просит предоставить ей в собственность земельный участок, а также вид его целевого использования. Учитывая, что право выбора вида права, на котором истец может приобрести земельный участок, принадлежит исключительно заявителю (п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ), от которого зависит дальнейшая процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, суд пришел к выводу, что требования истицы удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку данные выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Наличие у истца права на получение земельного участка не означает обязанность органа местного самоуправления представить его по первому требованию без соблюдения соответствующей процедуры. Кроме того, из материалов дела следует, что обращаясь в орган местного самоуправления, истец просила предоставить ей земельный участок в собственность бесплатно, что в данном случае законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представитель истца в судебном заседании 20.01.2016 г. устно заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд обязать ответчика предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, опровергается материалами дела. В протоколе судебного заседания, состоявшегося 20.01.2016 г. таких данных не имеется. Замечаний на указанный протокол от лиц, участвующих в деле, в суд не поступало.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают позицию, занятую истцом в ходе судебного разбирательства по делу, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка, направлены на переоценку обстоятельств, для которой судебная коллегия оснований не находит. Несогласие истца с принятым решением суда не является основанием для его отмены. Истец в силу ст. 56 ГПК РФ не доказала обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своей позиции по делу.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и не подлежащим отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смирновой И.А. - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.