Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И., Акининой О.А.,
при секретаре - Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Арамовой Г.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Арамовой Г.Г. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара включить в специальный страховой стаж Арамовой Г.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в Государственном казенном учреждении Самарской области "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности воспитателя - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в должности педагога дополнительного образования - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в страховой стаж - учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Никоновой О.И., объяснения истца Арамовой Г.Г. и ее представителя Семенова В.А., действующего на основании доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара - Мичевой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арамова Г.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о признании права на досрочную пенсию по старости и включении в страховой стаж периодов работы.
В обоснование требований истец указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы в ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности воспитателя и педагога, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. тип данного учреждения не соответствует типу учреждения, указанного в Списке N781, а также должность не поименована данным Списком. Кроме того, в специальный стаж не были включены периоды нахождения её в учебных отпусках (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) В её педагогический стаж было засчитано 8 лет 7 месяцев 13 дней. Считает данный отказ незаконным, поскольку должность воспитателя ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", занимаемая ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поименована Списком N781. Такое учреждение как "реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" также предусмотрен Списком. Законом не предусмотрена обязанность указывать в уставе реабилитационных центров то, что они являются учреждениями социального обслуживания населения. Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, в котором она работает, относится к учреждениям социального обслуживания населения, независимо от того указано об этом в уставе центра или нет. По мнению истца, периоды её работы в указанном учреждении - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования, также подлежат зачету в специальный стаж. В указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, ее должностная инструкция полностью соответствовала должностной инструкции воспитателя, т.е. фактически она выполняла функции воспитателя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Арамова Г.Г. просила суд признать за ней право на досрочную пенсию по старости и включить в ее педагогический стаж периоды работы в должности воспитателя и педагога дополнительного образования в ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности социального педагога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с момента наступления данного права.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Арамова Г.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о включении в педагогический стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о включении периодов работы после обращения за назначением досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях педагога дополнительного образования и социального педагога ГКУ СО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Указывает, что в исковом заявлении вопрос об установлении тождественности должности воспитателя и педагога дополнительного образования не ставила. Настаивает на том, что занимая должность педагога дополнительного образования, она фактически выполняла работу воспитателя, что отражено в её должностной инструкции. Ведение воспитательной деятельности Арамовой Г.Г. в период, когда она занимала должность педагога дополнительного образования, подтверждается не только её должностными инструкциями, но и планами работы Арамовой Г.Г., а также свидетельскими показаниями.
Истец Арамова Г.Г. и её представитель Семёнов В.А. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Пенсионного Фонда в Октябрьском и Советском районах г. Самары - Мичева О.Ю. возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01.01.2015 г.) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
На основании ч.1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Арамова Г.Г. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда в РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что комиссией принято решение, которым истицу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. В специальный педагогический стаж работы истца засчитано 8 лет 7 месяцев 13 дней.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в специальный стаж истца не были засчитаны следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" на должности воспитателя, поскольку по учредительным документам (устав N от ДД.ММ.ГГГГ невозможно определить тип учреждения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности педагога дополнительного образования, поскольку должность "педагог дополнительного образования" не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую и иную деятельность, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781. Кроме того, индивидуальные сведения предоставлены без кода льготной профессии (общие условия).
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности социального педагога на 0.5 ставки, поскольку работа осуществлялась не на полную ставку (п.4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781);
- отпуска без сохранения заработной платы - ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., 2 ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516);
- ученические отпуска - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516).
Полагая решение ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары незаконным, Арамова Г.Г. обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, закреплено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с п.4 указанных Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ она принята переводом на должность воспитателя в ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность педагога дополнительного образования, ДД.ММ.ГГГГ принята по совместительству на должность социального педагога, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор по совместительству расторгнут по инициативе работника, ДД.ММ.ГГГГ истец принята по совместительству на должность социального педагога, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор по совместительству расторгнут по инициативе работника, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает на должности социального педагога.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в разделе 1 (наименование должностей) предусмотрена должность воспитатель (п.1), в разделе наименование учреждений предусмотрены учреждения социального обслуживания, к числу которых отнесен в том числе реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (пункт 1.13).
Установлено, что период работы истца в Государственном учреждении "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности воспитатель ответчик не включил в специальный стаж, ссылаясь в решение на то, что действующими на тот период учредительными документами (уставом учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ.) невозможно определить тип данного учреждения.
Однако, как предусмотрено п.1.1 Устава ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" от ДД.ММ.ГГГГ N, утв. решением Комитета по управлению имуществом Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является государственным учреждением, предназначенным для медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет. Центр осуществляет следующие виды деятельности: медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную реабилитацию детей подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии (п.2.4 Устава).
Решением Департамента управления государственным имуществом Администрации области N от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Устав ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в новой редакции, согласно которому реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является государственным учреждением социального обслуживания, предназначенным для социально-педагогической, психологической и медицинской реабилитации детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также социальной реабилитации воспитывающих из семей. Государственная регистрация изменений в Устав была произведена уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2.4 Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. центр осуществляет следующие виды деятельности: социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ в устав Государственного учреждения Самарской области "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внесены изменения. Согласно п.1.2 Устава в новой редакции ГУ Самарской области "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" является бюджетным учреждением социального обслуживания, предназначенным для социально-педагогической, психологической и медицинской реабилитации детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также социальной реабилитации воспитывающих из семей. Пункт 2.4 Устава (виды, оказываемой центром помощи) помощи) оставлен в прежней редакции.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями или отделения, оказывающего социальные услуги в стационарных условиях, поименован Номенклатурой организаций социального обслуживания Самарской области, утв. постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утв. приказом Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. Центр осуществляет свою деятельность под руководством территориальных органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь, а также контрольные функции в пределах своей компетенции (п.п. 1.1., 1.6 Положения).
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (действовавшего в период спорных правоотношении), социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Под социальными услугами, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, понимаются действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
При этом, перечень учреждений и предприятий социального обслуживания, предусмотренный ст.17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" не является исчерпывающим.
Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (действующим с 01.01.2015г.), установлено, что социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона, социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Согласно п.3 ст. 19 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги могут оказываться в стационарной форме их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей (ст.20 указанного Федерального закона).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" являлось и является учреждением социального обслуживания и отсутствие в Уставе учреждения указания на тип учреждения (учреждение социального обслуживания) не свидетельствует об отсутствии у него функций по оказанию социальных услуг.
Установив, что должность "воспитатель" и учреждение "реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", предусмотрены разделом 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обоснованно удовлетворил требования истца в указанной части и включил в специальный стаж периоды ее работы в ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ Арамова Г.Г. переведена на должность педагога дополнительного образования.
Занимаемая истцом в спорный период времени должность (педагог дополнительного образования) поименована разделом 2 Списка N781 и предусматривает право на досрочное назначение пенсии в случае осуществления работы в указанной должности в учреждениях дополнительного образования для детей (внешкольных учреждениях), указанных в разделе 2. Однако реабилитационный центр либо иные учреждения социального обслуживания в разделе 2 Списка N781 не поименованы.
При этом, как верно отмечено судом закон предусматривает возможность включения в льготный стаж периода работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренными вышеприведенным Списком, соответственно, для включения указанного периода в специальный стаж истицы требуется выполнение ей работы на данной должности в поименованных учреждениях дополнительного образования.
Заявляя настоящие требования, Арамова Г.Г. ссылалась на тождественность выполняемых ею функций в должности воспитателя Центра и в должности педагога дополнительного образования.
Вместе с тем, возможность установления тождества наименований профессий, законом не предусмотрена.
Так, в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, вопрос о включении той или иной работы, того или иного учреждения в соответствующие списки и перечни относится к компетенции Правительства РФ, и включение в списки определенных учреждений и работ по одной и той же профессии обусловлено различными условиями труда, в связи с чем гражданам предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N367 предусмотрены самостоятельные должности: должность "воспитатель" и должность "педагог дополнительного образования".
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", где должности воспитатель и педагог дополнительного образования также предусмотрены как самостоятельные, отличны друг от друга должности.
Штатными расписаниями аппарата учреждения ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" за 9 месяцев 1997 г., а также за период с 1999 г. по 2015 г. предусмотрены в составе педагогического персонала самостоятельные должности воспитателя и педагога дополнительного образования.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3 также указали, что в ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", работают различные специалисты педагогического профиля, осуществляющие работу с детьми, в том числе воспитатели, педагоги, социальные педагоги.
Установлено, что при переводе истца с должности воспитатель на должность педагога дополнительного образования ( ДД.ММ.ГГГГ.), должность воспитателя в штатном расписании Центра была сохранена.
Данные обстоятельства сторонами по делу не опровергнуты.
Установлено, что ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" наделен правом осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, что подтверждается лицензиями N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.21 ст.2 Федерального закона "Об образовании" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Должностной инструкцией воспитателя ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ., предусмотрено, что воспитатель отвечает за охрану жизни и здоровья каждого ребенка, за педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями.
К функциям педагога дополнительного образования, в соответствии с должностной инструкцией педагога дополнительного образования ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", утв. ДД.ММ.ГГГГ., отнесена разнообразная творческая деятельность воспитанников в области дополнительного образования.
Таким образом, должность педагог и должность воспитатель различны, должность педагога направлена прежде всего на обучение, воспитание обучающихся и организацию образовательной деятельности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для установления тождественности должности воспитателя, поименованной разделом 1 Списка и педагога дополнительного образования, поименованной в разделе 2 Списка, поскольку данные должности являются самостоятельными штатными единицами Центра, для них разработаны отдельные должностные инструкции, для работников, занимающих указанные должности, установлены различные должностные оклады.
Вместе с тем, Установив, что ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" осуществляет, в том числе, образовательную деятельность, суд пришел к верному выводу о том, что часть периода работы истца на должности педагога дополнительного образования может быть включена в ее специальный стаж на данной должности по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными данным Постановлением.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067"" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067" пункт 3 вышеуказанного Постановления изложен следующим образом: Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. Установить, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления".
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом достоверно установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Арамовой Г.Г. отсутствовал необходимый стаж (не менее 16 лет 8 месяцев). Данные обстоятельства не опровергнуты.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период её работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь требованиями ст. 187 ГК РФ, в соответствии с Рекомендациями Международной организации труда N418 от 24.06.1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", правомерно включил в страховой стаж истца периоды его нахождения истца в учебных отпусках, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования ГКУСО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" с 19.02.2015г. по 23.02.2015г., в должности социального педагога с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ предметом заявления Арамовой Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в Комиссию по рассмотрению пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара не являлись, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении указанной части исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что вопрос об установлении тождественности должности воспитателя и педагога дополнительного образования она не ставила. Более того, Верховный Суд РФ, давая разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства в части досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельность исходил прежде всего из того, что вопрос о тождественности выполняемых работ (а не наименований профессий и должностей) должен быть установлен исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, характера и специфики выполняемых функциональных обязанностей. Занимая должность педагога дополнительного образования, она фактически выполняла работу воспитателя, что по её мнению подтверждается не только её должностными инструкциями, но и планами работы, а также свидетельскими показаниями.
Однако вопрос о тождественности выполняемых Арамовой Г.Г. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Вместе с тем, в данном случае должность истца указана верно и предусмотрена списком. Так должность педагога дополнительного образования указана в п.2 раздела 2 "Наименование должностей" Списка, а учреждение (Реабилитационный центр) п.1.13 раздела 1 "Наименование учреждений" Списка, в разделе 2 Центр не указан.
Право на досрочное назначение пенсии за педагогами дополнительного образования предусмотрено указанными выше Правилами лишь в случае, если они осуществляли свою педагогическую деятельность в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Арамовой Г.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.