Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Бочкова Л.Б.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Осиповой Е.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 8 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Осипова Е.В. обратилась в суд с административным иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Самарского районного суда г. Самары от 14.05.2015 г., вступившим в законную силу, за ней признано право собственности на нежилое помещение площадью 190,7 кв.м. (комната N 1), расположенное на цокольном этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями по адресу: "адрес" а также на нежилое помещение площадью 243,9 кв.м. (комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), расположенное на первом этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями, расположенными по указанному адресу.
В сентябре 2015 года Осипова Е.В. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанных помещений.
Решениями от 08.12.2015 г. административному истцу отказано в осуществлении кадастрового учета нежилых помещений в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и заявителем не предоставлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета, то есть технический план здания, в котором расположены нежилые помещения.
По мнению административного истца, решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области являются незаконными, нарушающими её права, связанные с постановкой объектов недвижимости на кадастровый учёт.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, Осипова Е.В. просила суд признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N 63-00-119/15-158167 от 08.12.2015 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения площадью 190,7 кв.м. (комната N 1), и решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N 63-00-119/15-158217 от 08.12.2015 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения площадью 243,9 кв.м. (комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), расположенного на первом этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями по адресу: "адрес", и обязать административного ответчика произвести кадастровый учет нежилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 8 февраля 2016 г. отказано в удовлетворении административных исковых требований Осиповой Е.В. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений.
В апелляционной жалобе Осипова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Осипова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в лице филиала - Борисова Л.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, пояснив, что Осипова Е.В. не устранила недостатки, указанные в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Представитель ООО "Центр недвижимости" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, решением Самарского районного суда г. Самары от 14 мая 2015 г., вступившим в законную силу 20 июля 2015 г., за Осиповой Е.В. признано право собственности на нежилое помещение площадью 190,7 кв.м. (номер комнаты 1), расположенное на цокольном этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями по адресу: "адрес", а также на нежилое помещение площадью 243,9 кв.м. (номера комнат 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), расположенное на первом этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями, находящимися по указанному адресу.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 08.12.2015 г. N 63-00-119/15-158167 и N 63-00-119/15-158217, Осиповой Е.В. отказано в осуществлении кадастрового учета указанных выше нежилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Статья 7 Закона о кадастре, определяющая состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, предусматривает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с этим законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости могут также быть внесены дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах (подпункт 26 пункта 2 статьи 7 закона).
Для проведения кадастрового учета здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства заявителем представляются необходимые для этого документы, в том числе, технический план и другие, указанные в статье 22 Закона о кадастре документы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Из указанных норм Закона о кадастре следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения либо объекта незавершенного строительства.
В соответствии с подпунктами 6 и 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию оформляется соответствующим разрешением, то есть документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма кадастрового паспорта помещения утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Из положений приложения N 2 к указанному приказу следует, что помещение является частью здания или сооружения, а не объекта незавершенного строительства.
Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что Законом о кадастре осуществление кадастрового учета предусмотрено в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введенных в эксплуатацию, помещений, расположенных в них, а также в отношении объекта незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам отнесены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также иные, указанные в статье объекты прав.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, такие объекты, как здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 закона), устанавливая особенности регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства (статья 25 закона).
В силу части 4 статьи 25 Закона о кадастре, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, жилой дом N, находящийся по адресу: "адрес", является объектом незавершенного строительства. Объект техническую инвентаризацию не прошел, объект в целом не учтен, так как в эксплуатацию не сдан, сведений о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию материалы дела не содержат, в установленном законом порядке права как на объект недвижимости не зарегистрированы.
Таким образом, поскольку наличие объекта незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание, сооружение либо многоквартирный дом, это может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода объекта в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения либо многоквартирного дома.
С учетом изложенного, постановка на кадастровый учет только нежилого помещения, находящегося в здании или сооружении не поставленного на учет, Законом о кадастре не предусмотрена.
Постановка на кадастровый учет нежилого помещения расположенного в указанном здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения.
С учетом изложенного, кадастровая палата обоснованно отказала в проведении кадастрового учета нежилых помещений площадью 190,7 кв.м. и 243,9 кв.м, расположенных на цокольном этаже секции N 1 в незавершенном строительством объекте - жилом доме со встроенными нежилыми помещениями по адресу: "адрес"
Кроме того, подпунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре предусмотрено, что предоставление для кадастрового учета документов по форме либо содержанию не соответствующих требованиям указанного закона является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, а последующее не устранение обстоятельства, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с подпунктом 6 части 2 статьи 27 этого же закона - основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Принимая во внимание, что в Законе о кадастре, на соответствие которому был проверен отказ, не содержится положений о проведении кадастрового учета нежилого помещения в объекте незавершенного строительства, основания для признания его несоответствующим закону отсутствуют.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Осиповой Е.В. требований о признании незаконными решений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы Осиповой Е.В. о том, что положения ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре в данном случае не применимы, поскольку нежилые помещения находятся в объекте незавершенного строительства, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона.
Доводы апелляционной жалобы Осиповой Е.В. о нарушении её прав по распоряжению собственностью, не могут быть приняты во внимание, поскольку государственная регистрация права собственности на нежилые помещения, указанные в решении Самарского районного суда г. Самары от 14.05.2015 г., в едином государственном реестре не осуществлялась.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 8 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Е.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.